Цепочки фекалий оказались древнейшими на Земле скелетными организмами

Палеопасцихниды вовсе не следы жизнедеятельности древних живых организмов, а сами древние организмы, причем, возможно, еще не вымершие.

Ученые из Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука Сибирского отделения РАН, Института геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения РАН и Новосибирского государственного университета совместно с коллегами из Великобритании и Франции доказали, что палеопасцихниды — древнейшие носители макроскелетов среди всех известных организмов Земли. Соответствующая статья опубликована в Precambrian Research.

Исследователи изучили более сотни ископаемых останков Palaeopascichnus linearis (палеопасцихнусы линейные из группы палеопасцихнид), найденных на Оленекском поднятии северо-востока Сибирской платформы. Кроме того, они привлекли для сравнения и ранее найденные другими научными группами образцы — с Белого моря, Украины, из Австралии и Канады. Возраст изученных образцов составил от 543 до 549 миллионов лет, однако известно, что палеопасцихниды встречались в более широком хронологическом диапазоне (550—540 миллионов лет назад) в разных регионах планеты.

Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»

Внешне окаменелости палеопасцихнид выглядят как набор овалов, соединенных между собой в цепочки. Долгое время считалось, что это следы неизвестных древних организмов на морском дне или их фекалии. Однако, сделав тонкие спилы поперек цепочек овалов (их размер — до 11 миллиметров), а затем изучив полученные срезы под микроскопом и с помощью томографии, авторы убедительно показали, что это не так. Между овалами удалось найти следы склеивания, а сами стенки отдельных «овалов» оказались сложенными из содержащего кальций крупнозернистого материала. Таким образом, на самом деле это был внешний экзоскелет макроскопического организма. До сих пор древнейший известный палеонтологам макроскелет датирован 541 миллионом лет.

Помимо этого, авторы работы опубликовали в том же номере Precambrian Research еще одну статью, в которой разбирают находку орбизианы (род Orbesiana), сделанную основателем изучения эдиакарской биоты Борисом Соколовым в 1976 году в ходе бурения под Москвой. Находка считалась пропавшей и известной лишь по краткому описанию Соколова, классифицировавшего ее как водоросль. Исследователям ископаемое попало в руки довольно случайным образом: семья покойного при разборе его вещей обнаружила коробочку с единственным экземпляром орбизианы и передала ее ученым. Те подвергли ископаемое детальному изучению под микроскопом и пришли к выводу, что это вовсе не водоросль, а, скорее всего, еще одна группа палеопасцихнид. Их отличие от палеопасцихнусов из первой работы сводится к тому, что палеопасцихнусы строили свои макроскелеты из однорядных цепочек овальных камер, а орбизианы — из многих рядов отдельных камер, образующих спирали — пенообразные скопления неправильной формы — или просто множественные цепочки.

Орбизианы сходны с палеопасцихнусами, но, в отличие от них, формировали не однорядные цепочки овальных камер, а многорядные, часто еще более сложной формы, чем на этом фото. Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»

Интересно, что авторы обеих работ предполагают, что палеопасцихниды, вообще говоря, могут быть не вымершей группой, а вполне здравствующей. Они обращают внимание на крупных современных простейших ксенофиофор, живущих на дне океанов, включая Марианскую впадину. Их экзоскелеты внешне похожи на окаменелости палеопасцихнид, что может объясняться не только сходной эволюцией в сходной среде, но и прямым родством. Если это действительно так, то древние палеопасцихниды оказываются менее загадочными организмами: ксенофиофоры, хотя и не очень хорошо изучены, все подлежат дальнейшим наблюдениям с помощью глубоководных аппаратов. На сегодня считается, что эти простейшие, достигающие огромных для подобных организмов размеров (до 20 сантиметров), питаются, фильтруя ил, частицы которого, вероятно, обволакивают ложноножками, как у амеб.

Сходство палеопасцихнид из докембрия и современных ксенофиофор действительно обращает на себя внимание. Фото: Антоном Колесников / «Наука в Сибири»