Самкам волнистых попугайчиков понравились самцы, способные подойти к еде с умом. Способность открыть коробку с едой нравилась самкам даже больше, чем просто еда

В серии экспериментов зоологи из Китая и Нидерландов показали, что самкам волнистых попугайчиков начинают нравиться те самцы, что проявили при них свой ум, даже если до этого они тех же самых самцов отвергли.

Еще со времен Дарвина ученые пытаются установить, что направляет половой отбор в животном мире. Одним из возможных признаков считаются высокие когнитивные способности самцов, что делает их более привлекательными в глазах самок. Но доказать это напрямую, по крайней мере для птиц, не так просто. В данном случае ученые провели серию экспериментов, чтобы проверить эту гипотезу.

Для этого зоологи взяли волнистых попугайчиков, у которых в природе самец кормит самку, пока она высиживает яйца и заботится о птенцах. Поэтому, рассудили ученые, способность добыть пищу должна считаться привлекательной в глазах самок этого вида.

В серии экспериментов участвовала 51 птица, которых разделили на две группы: экспериментальную (18 самцов и 9 самок) и контрольную (16 и 8 особей соответственно). В первом эксперименте самке предлагалось выбрать из двух самцов. Тот, с кем она проводила больше времени, считался избранником. Эксперимент с каждой самкой повторялся восемь раз, чтобы проверить все пары самцов. Внешне попугайчики при этом никак специфически не отличались.

После этого отвергнутых самцов вне поля зрения самок учили находить еду, открывая чашку Петри и тройную коробку (коробку, внутри которой коробка, а в той — еще одна коробка). А затем серию экспериментов повторяли. На этот раз все обученные отвергнутые попугайчики демонстрировали самкам способность открывать коробки и находить еду, то есть свою смекалку.

Те же, кого выбрали ранее, подобной подготовки не проходили и, соответственно, ничего подобного сделать не смогли. И самки меняли свои предпочтения: они начинали проводить с ранее отвергнутыми значительно больше времени.

В контрольной группе самкам предлагали выбрать между тем, кого они уже ранее выбрали, но без еды, или тем, кого ранее отвергли, но у которого была еда в обычной кормушке (то есть ее не надо было добывать). Но самки оставались верны своему выбору в пользу смекалистого самца, то есть простое наличие еды еще не делало самца в их глазах привлекательным.

Ученые повторили эксперимент, предлагая самкам выбирать между парами самцов, предположив, что попугайчикам могут нравиться умные независимо от пола. И в этом случае еда никакой особой роли не играла: самки выбирали примерно одинаково в обоих экспериментах. Таким образом, ученые выяснили, что предпочтение более изобретательных и сообразительных — это нечто, связанное именно с половым поведением.

Таким образом, исследование, опубликованное в журнале Science, показало, что даже самкам волнистых попугайчиков нравятся смышленные партнеры, что подтверждает гипотезу о том, что половым отбором движет не только красота и сила партнера, но и его интеллектуальные способности.

Недавно ученые также обнаружили новые доказательства смышленности воронов — они умеют определять массу объекта на глаз.