Сорок свиданий в течение месяца научили медведей не бояться дрона. Их сердцебиение перестало подскакивать при звуке летящего квадрокоптера

Ученые запускали дрон летать над медведями и приучили их не бояться его. На выработку привычки у медведей ушел месяц. Она оказалась стойкой и сохранилась даже спустя три месяца. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень.

Дроны очень удобны для исследований дикой фауны. С их помощью можно вести учет численности популяции, искать отдельных особей, наблюдать за поведением животных и проводить антибраконьерское патрулирование. Проблема только в том, что животные боятся дронов: они не знают, что это такое висит над ними и громко жужжит. Осенью прошлого года стало вирусным видео, на котором медведица с медвежонком паникуют, завидев дрона, пытаются скрыться от него и бегут по крутому склону. Медвежонок тогда едва не погиб, сорвавшись с обрыва. Ученые критиковали автора видео, так как, по их мнению, ничто кроме страха перед шумящим объектом не могло заставить медведей безрассудно карабкаться по снегу на почти отвесной скале.

Ученые из Университета Миннесоты решили выяснить, могут ли животные привыкнуть к дронам и насколько эта привычка может быть стойкой. Для этого они поставили эксперимент на медведях, живущих в Миннесоте, в Научном центре дикой природы. Испытанию дроном подверглись пять самцов барибала, или черного медведя, которые жили в вольере площадью 372 м2. Всем животным имплантировали в грудную клетку датчик, который считывал и передавал частоту сердцебиения.

После того как раны медведей после операции по вживлению передатчиков зажили, начались тестовые налеты дрона. Квадрокоптер пролетал и зависал над вольером на высоте 15 метров. Полеты происходили по пять раз в день, по пять минут каждый, с десятиминутными перерывами. Медведей пугали таким образом по два дня в неделю на протяжении месяца, замеряя частоту сердечных сокращений перед и после каждого полета.

После месяца полеты прекратили на 118 дней. Потом эксперимент повторили в том же самом виде и сравнили результаты.

Еще во время первого, весеннего, испытания было заметно, что с каждым новым полетом дрон пугает медведей все меньше. Поначалу они в тревоге бегали вдоль забора, а один сидел в углу и внимательно следил за квадрокоптером. Но на десятый день животные уже спокойно продолжали отдыхать на крыше убежища, а сидящий медведь наблюдал за чем-то другим, не уделяя дрону внимания.

''

Данные с имплантов показали, что во время первой встречи с дроном медведи и правда сильно волновались — сердцебиение барибалов учащалось вдвое, с примерно сорока ударов в минуту до почти восьмидесяти, стоило им заслышать жужжание летательного аппарата. По мере того как полеты продолжались, сердце хищников билось все ровнее, и через месяц данные с датчика сердцебиения соответствовали поведению — и то и другое было ровным. Так же спокойно медведи реагировали на дрон и осенью, когда эксперимент повторили — сердце зверей не выдавало страха и билось в ритме спокойствия с самого начала сентябрьских полетов.

У исследования есть ограничение — медведи содержались в неволе и, как пишут авторы статьи, уже заранее могли пообвыкнуться. Все-таки они часто видели людей и слышали разные звуки, которые издает техника. Ученые ссылаются на исследования, проведенные раннее с дикими зверями, — у тех медведей сердце билось чаще вчетверо, когда дрон появлялся рядом .

По мнению авторов, результаты означают, что использовать дроны для науки и охраны природы можно. Правда, предостерегают они, способность медведей привыкнуть к шуму квадрокоптеров может сыграть с ними плохую шутку: животное может перестать бояться дорог и попасть под машину. Поэтому исследователи призывают летать над медведями по возможности повыше.