Цихлиды-«кукушки» оказались склонны оплодотворять гнезда своих братьев. Это позволяет им снижать вклад неродственных кукушек в гены потомства

Не только среди птиц встречаются кукушки: самцы рыбок-цихлид тоже оплодотворяют икру в чужих гнездах, заставляя других рыб выращивать их потомство. Австрийские ученые построили родословную нескольких десятков рыбьих семей и обнаружили, что цихлиды чаще оплодотворяют икру своих родственников. На первый взгляд эта стратегия кажется бессмысленной — большинство генов у них и так общие, однако исследователи нашли ей объяснение.

Как правило, исследования моногамных семей проводят на птицах и гораздо реже — на рыбах. Однако жизнь моногамных рыбок, например цихлид Variabilichromis moorii, устроена совсем по-другому. У птиц оплодотворение внутреннее, поэтому самке легко контролировать отцовство своих детей. Рыбам приходится сложнее: у них самцы оплодотворяют уже отложенную икру, поэтому отцом может стать практически каждый. В связи с этим самцы часто ведут себя как кукушки, оплодотворяя чужие гнезда. Причем обычно это самцы-одиночки, не скрепленные брачными узами.

Икра цихлидJBenoit / wikimedia commons / CC BY-SA 3.0

Группа австрийских исследователей проверила, чью икру чаще оплодотворяют самцы-«кукушки». Для этого они генотипировали 38 рыбьих семей и восстановили родословную потомства. Оказалось, что самцы-«кукушки» чаще становились биологическими отцами для детей своих близких родственников. При этом никаких родственных связей между самцами-«кукушками» и самками-матерями обнаружить не удалось. Обычно же в животном мире встречается противоположная стратегия: самцы стремятся оплодотворять потомство чужих, неродственных семей, чтобы заставить их вырастить своих детей. А самцы — обладатели общих генов, наоборот, сбиваются в группы и делят самок между собой.

Но у авторов исследования нашлось объяснение необычному поведению рыб. Дело в том, что у цихлид очень невелика доля истинного потомства отца семейства — 55%. А количество гнезд, подвергшихся вторжению самцов-«кукушек», может достигать 100%. В такой ситуации шансов уберечь свое гнездо от чужих генов практически нет. Поэтому цихлидам выгодно оплодотворять икру своих близких родственников — так они повышают вероятность, что дети будут хоть сколько-то генетически похожи на отца. Если уж все равно половина детей будет не его, то пусть лучше отцом станет кто-то из «своих».

Полина Лосева