Все новости

Жизнь криовулканов на Церере продлили до 12 миллионов лет. Если Церерианские факелы подогревались теплом из глубин планеты, то они могли «гореть» намного дольше, чем считалось ранее

Группа ученых из США представила расчеты, увеличивающие возраст подземного озера из жидкого рассола в недрах Цереры. Выделение соли из этих резервуаров привело к появлению ярких белых пятен, которые бросились в глаза астрономам еще при первом подлете к небесному телу космического зонда Dawn.
Снимок криовулканов в кратере Оккатора с высоты 34 километра NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA
Описание
Снимок криовулканов в кратере Оккатора с высоты 34 километра
© NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA

На Земле соль остается при высыхании воды, но на Церере слишком холодно — она расположена между орбитами Марса и Юпитера. Источником рассола был вскоре назван криовулкан, который в соответствии со своим обозначением извергает не раскаленную магму, а ледяную воду с большим содержанием солей. Пятна также называют Церерианскими факелами (Cererian faculae).

На вопрос, откуда на карликовой планете вулканическая активность с приставкой «крио-», лежит в буквальном смысле на поверхности. «Факелы» располагаются в центре кратера Оккатор, в 800-метровом углублении девятикиломерового диаметра. Падение тела, которое сформировало Оккатор, неизбежно должно было привести к выделению тепла, плавлению льда в коре Цереры и образованию подповерхностного озера.

Церерианские факелы в кратере Оккатора. NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI
Описание
Церерианские факелы в кратере Оккатора. NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/PSI

До недавнего времени у геофизиков не было ответа на вопрос о расхождении в возрасте Оккатора (22 миллиона лет) и криовулканических пятен (4 миллиона). Объем в тысячи кубических километров воды под слоем льда, безусловно, остывает весьма медленно. Однако расчеты показывали, что этот процесс должен был занять не более 400 тысяч лет. Чтобы рассол оставался жидким на протяжении 18 миллионов лет, его должно было бы быть слишком много — около 11 тысяч кубических километров. Столько воды может покрыть всю Москву в пределах МКАДа слоем выше Марианской впадины — 11 километров. В масштабах кратера диаметром 92 километра это тоже неправдоподобно много.

Нестыковку некоторые исследователи предлагали списать на погрешности датировок кратера и светлых пятен в нем, но параллельно ученые искали и иные решения. Одним из них стало моделирование остывающего резервуара с рассолом (криомагмой) при различных условиях, начиная от разного начального объема и заканчивая разной формой его резервуара. Эти вычисления показали, что любой разумный начальный объем остывает сравнительно быстро по геологическим меркам. Но вот если сформированное при ударе подледное озеро оказалось соединено с более глубокими и теплыми недрами планеты, у него появлялись хорошие шансы сохраняться до 12 миллионов лет.

Столь долгое остывание объектов планетарного масштаба не должно удивлять. Земля, к примеру, продолжает терять то тепло, которое выделилось при ее формировании 4 миллиарда лет назад: на долю остывания планеты приходится несколько процентов общего тепловыделения — остальное дают радионуклиды и в меньшей степени приливные деформации за счет притяжения Луны. Новые данные о том, как ведут себя подледные озера на карликовых планетах, позволяют иначе посмотреть на пригодность разных тел Солнечной системы для жизни и расширить представления человечества о воде на иных небесных телах.

Подледные озера могут теоретически быть обитаемы за пределами Земли, хотя на нашей планете вода, поднятая из них, содержит зачастую лишь бактерий. На Марсе подледное озеро нашли в 2018 году при помощи радарных данных (опрошенные «Чердаком» ученые говорят, что пробуриться в него в обозримом времени не получится, пока на всю планету у геологов один сейсмометр и единственный псевдобур с глубиной проникновения в пять метров), а спутники планет-гигантов — Ио, Европа, Энцелад и Титан — могут вмещать огромные подледные океаны.

 Алексей Тимошенко