Растения и животных гуглят в зависимости от времени года. Но только тех, кто явно больше всех зависит от смены сезонов
Ученые выяснили, что люди ищут в «Википедии» животных и растения в зависимости от времени года. Например, статьи про перелетных птиц чаще ищут весной, как и про цветковые растения, а вот частота запросов о хвойных деревьях не меняется в течение года. Исследователи рассчитывают, что результаты могут помочь в защите окружающей среды.
Авторы статьи, опубликованной в журнале PLoS Biology, в течение трех лет изучали историю поисковых запросов в 245 языковых разделах «Википедии». Всего через их руки прошло 2,33 миллиарда запросов о 31 751 виде растений и животных. Проанализировав данные, ученые заметили, что в среднем 20% страниц пользователи открывают не с одинаковой частотой, а в зависимости от сезона.
Исследователи нашли несколько закономерностей — например, число запросов о насекомых и цветковых растениях больше связано с сезоном, чем количество запросов о млекопитающих. Это неудивительно, ведь жизнь млекопитающих не так зависит от времени года, как у первых двух групп. Если посмотреть на то, с какой частотой интернет-пользователи ищут информацию о птицах, то видно, что больше всего она зависит от сезона по отношению к перелетным. Для тех птиц, которые не мигрируют, колебания гораздо меньше, хотя и явно привязаны к брачному периоду. Тропических птиц на английском языке гуглят без привязки к сезону просто потому, что в местах, где живет большинство англоязычных пользователей, они не водятся.
Есть и культурные различия. Например, информацию о белой акуле, циклами жизни которой интересуются в основном только специалисты, ищут примерно одинаково в течение всего года. Но ученые заметили и пики популярности, связанные с показом на канале Discovery передачи «Неделя акул (Shark Week)».
Анализ по языкам запросов показал, что сезонность зависит от широты, на которой говорят на том или ином языке. Чем ближе носители какого-либо языка живут к экватору, тем меньше в запросах сезонности. Например, на португальском или турецком сезонность запросов не достигает и 10%, а на финском или украинском — выше 40%. Интересно, что количество запросов на русском языке зависит от сезона не очень сильно, примерно на уровне тайского, иврита и испанского, и не достает до отметки 20%.
Результаты исследования удивили самих ученых. «Люди все больше отдаляются от природы, и мы не ожидали, что их активность в интернете будет связана с изменениями в окружающей среде», — приводит слова ведущего автора статьи пресс-релиз портала Eurekalert! Авторы надеются, что их труд сделает усилия природоохранных организаций более эффективными, приурочив, к примеру, образовательные проекты и сбор средств на защиту редких видов к тому времени, когда те или иные птицы, растения или звери больше всего интересны людям.
Максим Абдулаев