Мыши обогнали приматов в умении считать. Оказалось, что они могут научиться различать числа, которые «не даются» многим видам приматов
Ученые из Института систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН провели опыты с полевыми мышами (Apodemus agrarius). В ходе эксперимента исследователи рассчитали, могут ли мыши различать разные количества муравьев. Оказалось, что те умеют делать это предельно точно: когда муравьев меньше определенного числа, они с удовольствием поедали насекомых, а когда больше определенного — избегали, чтобы не получить укусы.
Многим видам животных в дикой природе не нужно различать множество объектов по их количеству. Тем не менее есть и те, кому это просто необходимо. Типичный пример — полевые мыши, грызуны размером в 10-13 сантиметров. Часто они живут рядом с рыжими муравьями (Formica rufa), которые в теплое время года интенсивно бегают по своим маршрутам. Мыши очень любят кисло-сладкий вкус муравьев, но тропы, на которых насекомых слишком много, опасны для них. Группа муравьев может покусать мышь, а муравьиная кислота делает такие раны очень чувствительными для небольших грызунов. В итоге в природе муравьи часто создают настоящие «бантустаны» для мышей: в зоне, окаймленной крупными муравьиными тропами, становится мало места для мышей, а выйти за ее пределы они панически боятся.
Авторы новой работы, опубликованной в журнале Animal Cognition, решили в лабораторных условиях посмотреть, как мыши реагируют на разное количество муравьев. Грызунов выпускали на небольшую арену, по разные стороны которой были прикреплены коробочки со шторками. На шторках был изображен набор квадратов, треугольников и кружков. Все фигурки были одинакового размера, но число их различалось, и комбинировались они на картинке по-разному. В одну из коробочек клали кусок грецкого ореха. Когда мышь открывала шторку с «нужным» количеством фигурок, ей доставалось лакомство. Если животное ошибалось, его сажали на одну минуту на пустую темную арену. Обычно в пустых неосвещенных открытых пространствах мыши нервничают, то есть в данном случае это было наказание.
Чтобы обучить мышь, ее подвергали такому испытанию трижды, а затем вели на арену, где ни в одной из коробочек не было приманки. Здесь нужно было принять решение только на основе того, что изображено на шторке, то есть влияние запаха орехов как помощника ученые полностью исключили. Чтобы грызун не запоминал определенный геометрический узор зрительно, а определял именно количество символов, ученые постоянно меняли шторки с комбинацией фигурок и расположение арены относительно источника света.
В итоге оказалось, что полевые мыши могут различать не только 5 объектов от 10, но и 2 от 3, и даже 8 от 9, то есть определять абсолютное число элементов с точностью до единицы. Это очень важно, потому что мгновенно оценивать небольшое количество предметов, в пределах четырех, и выбирать нужное поведение на основе этого выбора могут многие млекопитающие. А вот для того, чтобы сравнить 5 и 6 или 8 и 9, нужно считать — это нельзя успешно и систематически делать «на глазок».
Что характерно, далеко не все приматы, особенно низшие, умеют делать то же самое в экспериментах других научных групп. Верно это и для грызунов: джунгарские хомячки (Phodopus sungorus), в отличие от мышей, не справились с тем же заданием. В то же время надо отметить, что в эксперименте биологи использовали не диких джунгарских хомячков. Многие одомашненные животные сильно уступают своим диким родственникам в «интеллектуальных способностях», поскольку их образ жизни довольно прост. Тем же хомякам в домах не приходится различать множество муравьев (опасное числом) от небольшого их числа (дающего возможность полакомиться этими насекомыми).
Ранее та же группа авторов показала, что мыши могут оценивать и число муравьев, но для достижения максимальной точности оценки мышиного «счета» им требовался опыт без возможного подкрепления запахом (муравьи специфически пахнут). Среди прочего, именно поэтому в новой работе использовался счет геометрических фигур, а не насекомых.
Иван Ортега