Ежедневный джетлаг притормозил хорею Гентингтона у дрозофил. Этот эффект позже удалось повторить нокаутом одного-единственного гена

Хорея Гентингтона — редкое генетическое заболевание, приводящее к гибели нервных клеток. Еще до проявления первых клинических симптомов у больных начинают сбиваться суточные ритмы. В попытках понять, является ли сбой биологических часов причиной или следствием болезни, американские ученые добились неожиданного эффекта. Если устроить мухам, которые страдают от хореи Гентингтона, постоянный джетлаг, то есть смещать наступление ночи на четыре часа каждый день, то болезнь прогрессирует гораздо медленнее.

Многие нейродегенеративные заболевания — болезни Альцгеймера, Паркинсона, Гентингтона и другие — сопровождаются нарушениями циркадных ритмов. Больные либо не могут уснуть, либо, наоборот, спят целыми днями. Иногда эти симптомы проявляются еще до начала гибели нервных клеток. Однако до сих пор неясно, где здесь причина, а где следствие: нарушение биологических часов провоцирует агрегацию мутантных белков и гибель клеток мозга или же агрегация белков приводит к расстройству биоритмов.

Чтобы прояснить этот вопрос, американские исследователи работали с мутантными дрозофилами, которые страдают основными симптомами хореи Гентингтона: у них в мозге накапливаются агрегаты белка гентингтина и постепенно гибнут нервные клетки. Как и у людей, у таких мух сбивается режим дня: они засыпают и просыпаются в случайное время. Чтобы проверить, влияют ли суточные ритмы на нейродегенерацию, ученые подействовали на них двумя способами. У одной группы мух они вырезали один из ключевых генов, отвечающих за режим дня. Вторую же группу они поместили в условия джетлага: каждый день темнота наступала на четыре часа раньше, как будто мухи ежедневно летели на восток. В обеих группах нейроны стали гибнуть в меньшем количестве, а симптомы болезни начали проявляться слабее.

Читайте также: Украденный час. «Чердак» разобрался, вредно ли постоянно жить по зимнему времени

Этот результат оказался для исследователей совершенно неожиданным, поскольку известно, что нарушение режима дня коррелирует с развитием множества патологий, включая ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и рак, а в некоторых случаях — и нейродегенеративные заболевания.

Затем ученые отправились на поиск генов, которые могли бы стать посредниками между режимом дня и болезнью Гентингтона. Они искали гены, экспрессия которых колеблется в соответствии с суточными ритмами и изменяется у больных мух. Основной их находкой оказался ген hop. Он кодирует белок теплового шока, который отвечает за правильную укладку белков в клетке. Было бы логично предположить, что у больных мух он работает хуже и не справляется с укладкой мутантного белка гентингтина. Но все снова оказалось строго наоборот: у больных мух hop работал хорошо. А вот когда его работу заблокировали, мухи стали чувствовать себя лучше, гибель нейронов приостановилась, а суточные ритмы пришли в норму.

Авторы работы полагают, что выключение одного белка теплового шока стимулирует работу остальных белков той же группы и этим объясняется благотворный эффект. Так или иначе, прежде чем делать оптимистичные выводы, роль гена hop и циркадных ритмов предстоит проверить и на других нейродегенеративных заболеваниях, а также на более близких к человеку модельных организмах.

Полина Лосева