Все новости

Компьютерный анализ подтвердил единичность автора «Беовульфа». Гипотезу, которую выдвигал еще Толкин, подтвердили с помощью стилометрии

Ученые выяснили, что древнеанглийскую эпическую поэму «Беовульф» написал один человек. Статистический анализ показал, что стилистические особенности произведения распределены по всему тексту равномерно. Если бы поэма была компиляцией нескольких отдельных текстов, такое было бы невозможно.

«Беовульф» был создан ориентировочно в первой половине VIII века. Текст поэмы написан на древнеанглийском языке аллитерационным стихом. По сюжету произведения могучий герой, Беовульф, борется с чудовищем Гренделем, его матерью и драконом. Поэма сохранилась в единственном списке XI века и была впервые опубликована (вместе с переводом на английский) лишь в 1815 году.

Уже тогда ученые начали спорить, что собой представляет «Беовульф» — цельное произведение или компиляцию разрозненных текстов разных авторов. Последнюю версию считали гораздо более вероятной, так как многие эпосы восходят к устной традиции и представляют собой записи разных песен и сказаний. Еще одним аргументом в пользу этой версии считали то, что кроме основного сюжета в тексте есть и множество побочных описаний, некоторые из которых вовсе не были связаны с историей Беовульфа, например сказания о древних королях.

Впрочем, многие филологи, в том числе автор «Властелина колец» Джон Р.Р. Толкин, придерживались той гипотезы, что у «Беовульфа» все-таки один автор. Они считали, что этот автор смотрел на произведение с явно христианской позиции, и находили многочисленные подтверждения своей точки зрения в тексте поэмы.

Читайте также: Великие исторические подделки: «Велесова книга». Как поддельная рукопись сделала Русь старше Рима

В новой работе ученые из Китая и США решили проверить эту гипотезу методом стилометрии. Он представляет собой статистический анализ того, как часто различные компоненты встречаются в тексте. Для этого ученые используют текст в электронном виде и в нем различными компьютерными методами (например, с помощью иерархического кластерного анализа) вычисляют количество и частоту тех или иных фрагментов.

В ходе работы специалисты ориентировались на три параметра. Во-первых, на так называемые смысловые паузы, то есть разрывы в речи, которые на письме обычно выделяются знаками препинания. Раньше ученые анализировали таким образом и другие древние тексты, например Софокла, Сенеки и Шекспира, успешно определяя при этом стиль того или иного автора. Выяснилось, что смысловые паузы на всем протяжении текста «Беовульфа» встречались равномерно. Эффективность своего метода ученые проверили на произведениях, чье авторство уже известно, — на двух поэмах англосаксонского поэта Кюневульфа, а также на «Илиаде» и «Одиссее».

Во-вторых, ученые проанализировали размер произведения, выделив в нем пять основных типов строф. Оказалось, что каждый из них также равномерно встречается по всему «Беовульфу». Наконец, ученые посчитали распределение так называемых именных композитов — характерных для древнеанглийской поэзии конструкций, образованных из сочетания двух существительных, например hron-rad (whale-road — «кит-дорога», то есть море) или ban-hus (bone-house — «кость-дом», то есть тело человека). В русских былинах встречаются похожие конструкции, например «жар-птица» или «меч-кладенец». И в этом случае анализ показал стилистическое единство произведения.

Таким образом, ученые показали, что «Беовульф» представляет собой стилистически однородный текст даже на уровне нелексических элементов. Это хоть и не окончательное, но довольно существенное подтверждение того, что эту эпическую поэму написал один автор, а не несколько переписчиков.

 Евгения Щербина