Falcon Heavy — самая тяжелая ракета из тех, которые используются сегодня. Впервые она полетела в 2018 году. Тогда вместо полезной нагрузки в космос отправили личный электромобиль Илона Маска, главы разработавшей ракету компании SpaceX, Tesla Roadster. Второй запуск, уже с коммерческой нагрузкой в виде арабского телекоммуникационного спутника, состоялся 11 апреля. Инженеры компании смогли успешно посадить все три части первой ступени — центральный модуль и два боковых ускорителя.
Боковые ускорители совершили посадку на берегу мыса Канаверал, недалеко от стартовой площадки. Центральный же модуль, проработавший во время запуска большее время, пришлось сажать на специальную платформу в Атлантическом океане. Посадка прошла благополучно (в отличие от неудачной попытки 2018 года), но по пути к берегу судно попало в шторм, качка опрокинула первую ступень ракеты, и та упала за борт. Как сообщает The Verge, в SpaceX поначалу попытались достать ракету, но затем решили, что это слишком рискованно для экипажа: высота волн достигала трех метров.
Читайте также: Секрет успеха Илона Маска. Виталий Егоров — о космических разработках компании SpaceX
Технология возвращения ступеней другой ракеты SpaceX, Falcon 9, которая меньше по размеру и обходится без боковых ускорителей, отработана гораздо лучше. Баржа, которая отвозит приземлившуюся ступень к берегу, оснащена специальными захватами, которые удерживают ее в вертикальном положении. Но в случае с Falcon Heavy эти захваты просто не подходят по размеру.
К следующему запуску, запланированному на лето 2019-го, инженеры SpaceX хотят подготовить новый центральный блок первой ступени, отремонтировать приземлившиеся 11 апреля боковые ступени и доработать систему фиксации на барже во избежание повторных инцидентов.
Алексей Тимошенко