Ученые заставляли страдающих бессоницей петь, а потом слушать собственное пение. Тем было очень стыдно. Те, кто спит нормально, стеснялись своего позора меньше
Ученые из Нидерландов провели два исследования, посвященные сну и неприятным воспоминаниям. Они сделали вывод, что сон помогает забыть свои переживания, но только тем, кто не страдает его нарушениями. Исследования показали, что люди с бессонницей переживали неприятные воспоминания даже сильнее, если поспят, а чувство стыда за давние события не ослабевает со временем.
В первом исследовании участвовали 64 человека, 22 из которых страдали бессонницей. Всех этих людей заставили страдать от звуков собственного голоса — спеть караоке. Каждый участник по просьбе ученых спел песню, одну из трех на выбор — Gloria in Excelsis Deo, Silent Night, Holy Night или Het Wilhelmus, гимн Нидерландов. Петь нужно было в наушниках, в которых подопытные слышали только аккомпанемент, но не свой собственный голос. Это, по замыслу ученых, должно было обеспечить максимально ужасное исполнение даже тем участникам, у которых, возможно, были вокальные данные.
Затем в течение трех дней участникам давали четыре раза послушать то, что они спели, но теперь уже только свой голос, без музыки. После этого подопытные должны были оценить, насколько им стыдно за свое пение, по 11-балльной экспериментальной шкале позора, которую ученые разработали ранее.
В первый день испытаний участники лишь пели в караоке, во второй не делали ничего, в течение же следующих трех дней слушали запись либо утром (между 6 и 10 часами утра), либо дважды в день — утром и вечером, перед сном. Таким образом ученые сравнивали, насколько стыдно «певцам» в зависимости от того, как давно они спали после последней «пытки» своим пением.
Читайте также: И во сне не снилось. «Чердак» разбирается в исследованиях сна
Результаты оказались неожиданными. Если у людей, которые спят нормально, уровень стыда от своего плохого пения снижался к утру, то у тех, кто страдал бессонницей, он, наоборот, становился только сильнее.
Другое исследование провел тот же коллектив ученых. Они снова набрали добровольцев, но на этот раз не опрашивали с помощью шкалы позора, а сканировали их мозг с помощью томографа. Участники, 57 человек, из которых бессонница была у 27 людей, тоже записали свое пение, как и в прошлом эксперименте. Только теперь участники должны были еще и вспомнить что-нибудь наиболее постыдное из своей жизни, а ученые по показаниям томографов сравнивали реакцию мозга на недавний позор — пение и давний стыд. На этот раз в рамках эксперимента спать было не нужно.
Результаты подтвердили то, что показал эксперимент, описанный выше. Судя по показаниям МРТ, участники с бессонницей переживали всё сильнее, в том числе и давние события, в то время как участники, которые спят нормально, на старые воспоминания почти не реагировали, да и на свое пение их мозг откликался слабее.
Результаты сканирования показали, что при стыдных воспоминаниях и при ощущении стыда от своего пения в мозге у страдающих бессонницей наибольшую активность проявляла передняя поясная кора.
Ученые отмечают, что эта область мозга так или иначе уже фигурировала в исследованиях бессонницы прежде. В ней то замечали низкий уровень гамма-аминомасляной кислоты у страдающих от бессонницы, то обнаруживали повышенную экспрессию генов, ассоциируемых с бессонницей, а в другой раз обнаружили, что она работает активнее во время фазы быстрого сна.
В свою очередь, существуют данные, которые показывают, что отсутствие фазы быстрого сна связано с повышенной эмоциональной реактивностью. Нынешнее исследование только подтверждает связь бессонницы с активностью в этой зоне мозга. По мнению авторов, будущие работы в этом направлении должны показать связь между фазой быстрого сна, работой передней поясной коры и бессонницей.
Максим Абдулаев