Северной Евразией (или, в терминологии авторов статьи, внутренней Евразией) ученые называют регионы Дальнего Востока, Сибири, Кавказа, Восточной Европы и Центральной Азии. Это очень большая и разнообразная по языкам и культурам территория, однако генетических данных о ее населении до сих пор недостаточно. Еще меньше известно о генетической истории проживающих тут популяций. Этот пробел ученые решили заполнить в новом исследовании.
Для сбора данных ученые провели более сотни экспедиций и впервые смогли добавить в копилку информацию о геномах практически всех коренных народов, населяющих эту территорию. Всего они проанализировали 763 генома, охватив таким образом 60 популяций, проживающих на территории девяти стран — Армении, Грузии, Казахстана, Молдовы, Монголии, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Кроме этого, ученые использовали ранее опубликованные данные о геномах современных жителей этих стран, а также о древних геномах представителей ботайской культуры, которая существовала в эпоху энеолита (3700—3100 лет до нашей эры) в Северном Казахстане.
Изучив эту информацию, ученые разделили представителей отдельных популяций региона на три большие группы — «лес — тундра», «лес — степь» и «южная степь». В первую вошли русские, а также народы, говорящие на уральских и енисейских языках. Во второй оказались говорящие на тюркских и монгольских языках жители Поволжья и Алтай-Саянского региона — на границе современных России, Китая, Монголии и Казахстана. Наконец, к группе «южная степь» относятся казахи, киргизы, узбеки и таджики.
Читайте также: Тюркский след. Ученые выяснили, как тюрки расселились по всей Евразии из Южной Сибири
При анализе генетических корней популяций авторы выяснили, что большинство из них представляет собой смесь западных и восточных компонентов, причем доли тех и других коррелируют с географической долготой местности. Исключения из этой корреляции составляют лишь хорошо известные мигранты — калмыки, прикочевавшие в конце XVI — начале XVII века с территории нынешнего Северо-Западного Китая в Поволжье, а также ногайцы и дунгане.
Главным физическим барьером, который разделил генетические группы, не давая генам разных популяций смешиваться, авторы работы называют Большой Кавказский хребет. Аналогично действовали Уральские и Южно-Сибирские горные системы.
Авторы исследования также выделили два региона, ставших перекрестками для путей миграции. В восточной части Евразии это Алтай-Саянский регион. Ученые установили, что древние геномы жителей этой местности (возрастом 6—8 тысяч лет назад) близки к геномам представителей ботайской культуры, однако позже к ним раз за разом примешивались гены других популяций. В западной части та же роль была у Кавказского региона.

Основываясь на восстановленной генетической истории, ученые обнаружили ранее неизвестные волны миграции. Так, например, они увидели, что в популяциях «южной степи» оказалось значительно больше генов, близких жителям Западной и Южной Азии, чем в популяциях «лес — тундра» и «лес — степь». Причем появляются эти компоненты в геномах со второй половины первого тысячелетия до нашей эры. Данные намекают на еще одну волну миграции, которая произошла в то время, о которой ранее ученые не знали.
Евгения Береснева