Расставание человека с неандертальцем отодвинули на сотни тысяч лет. Оказалось, что эти виды разделились как минимум 800 тысяч лет назад

Исследование зубов из испанской пещеры Сима де лос Уэсос показало, что неандертальцы и люди разошлись на эволюционном древе около 800 тысяч лет назад. Это примерно вдвое раньше, чем считалось прежде.
© Aida Gómez-Robles

В расположенной на севере Испании пещере Сима де лос Уэсос антропологи в течение последних десятилетий находят все новые и новые останки древних людей и их родственников. Среди них есть и представитель гоминин (группы, к которой относятся шимпанзе, человек и его вымершие предки), живший в середине плейстоцена, около 400 тысяч лет назад. Антропологи считали этого древнего примата кандидатом на роль последнего общего предка человека разумного и неандертальца, который, как считалось, жил примерно 400—600 тысяч лет назад. Однако анализ его морфологии и ДНК показал, что этот примат больше похож на неандертальца и общий предок из него не получается.

Читайте также: А был ли хоббит, или Новая история человечества. Палеонтологи нашли несколько новых видов людей

Аида Гомес-Роблес из Университетского колледжа Лондона решила выяснить, когда могли разойтись ветви неандертальца и современного человека. Для этого она изучила строение коренных зубов «человека из Симы», сравнительно маленьких для древнего примата. Полученные данные она сопоставила с тем, что известно о зубах человека, неандертальца и вымерших гоминин, современников нашего с неандертальцем общего предка. Если знать, как и с какой скоростью менялись зубы у разных родичей человека, то по тому, как изменились зубы человека из Сима де лос Уэсос, можно сказать, сколько должно было пройти времени от разделения предков Homo sapiens и неандертальцев.

Зубы гоминин, использованные в исследовании
Зубы гоминин, использованные в исследовании

По полученным данным Гомес-Роблес построила филогенетическое древо, по которому выходит, что точка, где разошлись ветви, давшие миру неандертальцев и людей, отстоит от нас примерно на 800 тысяч лет. Если бы наши с неандертальцами линии разошлись позже, то у человека из Симы не было бы таких маленьких коренных зубов. Эволюция просто не успела бы изменить их размер за срок, меньший, чем 400 тысяч лет.

Результаты исследования означают, что сейчас и впредь все останки гоминин моложе 800 тысяч лет не могут претендовать на роль общего предка человека разумного и неандертальца.