В обществе бонобо оказалось выгодно быть маменькиным сынком. Все это благодаря матриархату

Международная команда ученых выяснила, что у шимпанзе бонобо матери помогают своим сыновьям искать пару. Эти свахи находят для подросшего сына фертильную самку и не допускают к ней других самцов. При этом дочерям они подобного внимания не уделяют.
Шимпанзе бонобо Andrey Gudkov / Shutterstock
Шимпанзе бонобо
© Andrey Gudkov / Shutterstock

Ученые уже не раз наблюдали, что в обезьяньем обществе родственники часто помогают друг другу, чаще всего в контексте заботы о потомстве. В новом исследовании ученые из Германии, США и ряда других стран впервые пронаблюдали, как у  бонобо (Pan paniscus) матери влияют на будущее потомство своих детей, помогая тем выбирать будущих партнеров.

Исследователи наблюдали на популяциями бонобо, живущими на территории Демократической Республики Конго (39 особей, 4 группы), и популяциями обыкновенных шимпанзе (Pan troglodytes), которые обитают на территории Кот-д'Ивуара, Танзании и Уганды (263 особи, 7 групп). Оказалось, что в разных видах матери ведут себя со взрослыми сыновьями по-разному.

Читайте также: Любви не будет. Новость про ген супружеской неверности оказалась преувеличена

У бонобо матери принимают активное участие в судьбе своих отпрысков мужского пола: они находят для сыновей фертильных самок, отбивая их от других претендентов, а также обеспечивают сыну более высокий социальный статус за счет собственного. Все это позволяет делать матриархат, сложившийся в популяциях бонобо. У шимпанзе же ученые не наблюдали подобного поведения. Ученые связывают это с тем, что среди шимпанзе, в отличие от бонобо, царит патриархат и у самок гораздо меньше власти в группе.

При этом своим дочерям самки бонобо подобным образом не помогают, впрочем, не помогают они и в уходе за потомством. Подросшие самки у бонобо в большинстве случаев уходят из семьи, тогда как самцы тоже в большинстве случаев остаются при матерях. Ученые показали, что у таких самцов шансы иметь потомство в три раза выше, чем у тех, что отделился от матери.

Евгения Береснева