Зеленых мартышек напугали дроном, чтобы узнать об их изобретательности. Ученые хотели выяснить, могут ли обезьяны придумывать новые виды сигналов тревоги для незнакомых летающих объектов
Немецкие этологи выяснили, что звуки, которые зеленые мартышки Chlorocebus sabaeus издают при виде беспилотника, очень похожи на аналогичные крики, с помощью которых их родственники, верветки, реагируют на появление орлов. При этом напуганные обезьяны реагировали не только на вид дрона, но даже на издаваемые им звуки.
Ученые используют беспилотники в самых разных целях — в основном для слежения за морскими и сухопутными животными. Однако бывает, что их используют и не самым обычным образом — например, пугают ими медведей или обезьян. В последнем случае этологи из нескольких немецких университетов решили выяснить, как низшие приматы, в частности мартышки, обучаются новым звуковым сигналам.
Ранее ученые уже проверяли, как одни из представителей семейства мартышковых — верветки (Cercopithecus pygerythrus) — реагируют на чучела змеи, леопарда и орла, сидящего на дереве, и какие звуки они при этом издают. В новом исследовании этологи решили исследовать их близких родственников, зеленых мартышек (Chlorocebus sabaeus): как они будут реагировать на появление незнакомой угрозы с воздуха и насколько будут их крики похожи на те, что издают верветки во время «воздушной тревоги».
Исследование проводилось в 2016 и 2017 годах в Сенегале, в национальном парке Ниоколо-Коба. В распоряжении исследователей было три группы зеленых мартышек, всего 80 животных (верветки в работе не участвовали — их заменяли аудиозаписи). Сначала над обезьянами запускали беспилотник, который какое-то время медленно летал над стаей кругами на высоте около 60 метров. Ученые записывали крики, которые обезьяны издавали в то время, пока коптер реял над ними. Всего удалось записать 579 звуков (378 у самок и 201 — у самцов), также в распоряжении ученых были записи 276 сигналов самок верветок и 81 — самцов того же вида.
В полученных записях ученые исследовали звуковые паттерны, характерные для каждого типа крика. Выяснилось, что звуки, которые зеленые мартышки издают при появлении дрона, значительно отличаются от их реакции на присутствие леопарда или змеи (их приматологи тоже изучали ранее). При этом крики очень похожи на звуки «воздушной тревоги» у верветок. Авторы считают, что это указывает на консервативность подобных сигналов у низших приматов, то есть он одинаков для любой угрозы с воздуха, независимо от того, что она из себя представляет — знакомую хищную птицу или незнакомый жужжащий дрон.
Затем ученые исследовали реакцию мартышек на звук дрона: его записали на динамик и включали рядом с местом, где собралась группа обезьян. Всего ученые делали это 28 раз: 14 раз животным включали звуки дрона, и 14 раз — контрольные звуки, обычные для данной местности, например треск цикад. При этом ученые фиксировали, что мартышки делали и как быстро.
Читайте также: Сорок свиданий в течение месяца научили медведей не бояться дрона
Оказалось, что в ответ на звуки дрона обезьянки довольно быстро начинали искать его глазами и чаще всего бежали в укрытие. Несколько животных также издавали крики, характерные для появления беспилотника. Интересно, что ранее ученые не фиксировали, что мартышки вообще как-то реагируют на появление в воздухе хищных птиц — только на леопардов и змей.
Это исследование показывает, что связь между восприятием угрозы с воздуха и конкретным типом звукового сигнала незначительно меняется от условий среды. А сходство криков у двух видов в ответ на воздушную тревогу, будь то дрон или орел, подтверждает мнение ученых о том, что структура такого сигнала очень консервативна. Также, как считают ученые, их выводы подтверждают, что низшие приматы не могут изобретать новые типы сигналов для незнакомых им объектов.
Евгения Щербина