«Чандра» разглядел звезды-экспаты в Скоплении Печи. Это выброшенные в межгалактическое пространство двойные звезды

Космический телескоп «Чандра» позволил ученым найти источники рентгеновского излучения в межгалактическом пространстве. Судя по всему, речь идет о парах из простых звезд в сочетании с компактными тяжелыми объектами вроде черной дыры.

Большинство известных звезд во Вселенной находится внутри галактик. Там их удерживает гравитационное взаимодействие — как между собой, так и с центральной сверхмассивной черной дырой. То, покинет ли звезда галактику, зависит от ее скорости. Если скорость достаточно велика (для Млечного Пути это более 550 километров в секунду), гравитация уже не справится с тем, чтобы удержать тело, и оно улетит прочь. Вопрос в том, откуда астрономический объект может получить достаточный импульс.

Согласно современным представлениям, это либо какое-то катастрофическое событие вроде вспышки сверхновой, либо результат гравитационного воздействия со стороны другой галактики. Однако в последнем случае звезды скорее перетягивает в другую галактику, а не выбрасывает в пустоту.

Найти отдельные звезды, выброшенные в межгалактическое пространство, достаточно сложно. Расстояние от Земли до условного края нашего Млечного Пути составляет около тысячи световых лет, а радиус всей Галактики превышает 50 тысяч световых лет. А от Земли до туманности Андромеды, одной из наиболее изученных и близких к нам крупных галактик, уже около 2,5 миллиона световых лет. На таких расстояниях искать звезды при помощи обычных телескопов очень сложно. Авторы нового исследования использовали для этой цели рентгеновскую обсерваторию «Чандра».

Читайте также: Тьма в сердце бездны. Зачем ученые пытаются разглядеть черную дыру в центре нашей Галактики

Этот запущенный еще в 1999 году и до сих пор работающий на орбите космический телескоп вел наблюдения за Скоплением Печи с 1999 по 2015 год. Это скопление удалено от нас уже на 62 миллиона световых лет, отдельные звезды в нем невозможно увидеть  даже при помощи «Хаббла», поскольку свет от них сливается в одно пятно. Однако при наблюдении в рентгеновских лучах астрономы могут зафиксировать отдельные источники, потому что астрономических объектов, ярко светящих в этом диапазоне, не так много.

Скопление Печи. ESO / Wikimedia Commons
Скопление Печи. ESO / Wikimedia Commons

Такими объектами могут быть, например, рентгеновские двойные звезды. Это пары из обычной звезды и маленького массивного тела вроде нейтронной звезды или даже черной дыры. Когда они расположены рядом, вещество с обычной звезды начинает перетекать к массивному соседу. Во время этого процесса  падающая материя раскручивается и становится диском. Он сжимается и нагревается до очень высоких температур — настолько высоких, что он начинает не просто светиться, а испускать рентгеновское излучение.

Энергия излучения растет вместе с температурой излучающего тела. Нагретые объекты сначала пышут жаром (инфракрасные лучи), потом светятся в видимом диапазоне как расплавленный металл, а при дальнейшем нагреве максимум излучения приходится на ультрафиолет или даже рентгеновские лучи.

В общей сложности астрономы нашли в Скоплении Печи 1177 рентгеновских источников, причем 180 из них находились за пределами отдельных галактик. В 150 случаях этими источниками оказались тела, которые одна галактика перетянула у другой, или объекты, относящиеся к галактическому гало — шарообразной области вокруг центра галактики.

Читайте также: Увидеть центр скопления галактик и умереть. Какие результаты успел получить спутник «Хитоми» перед безвременной кончиной

Но еще три десятка зарегистрированных «Чандрой» ярких точек ученые не смогли соотнести ни с одним из этих случаев. Оставшиеся объекты, как считают ученые, относятся к тем рентгеновским двойным звездам, которые выбросило за пределы их родных галактик, или даже к тем звездам, чьи галактики распались в ходе взаимодействия с соседями.

Полученные учеными числа свидетельствуют о том, что такие межгалактические объекты весьма редки:  в среднем на одну галактику из Скопления Печи исследователи нашли меньше одного рентгеновского источника в межгалактическом пространстве. Тем не менее развитие астрономии позволяет замечать даже такие уникальные небесные тела.

Алексей Тимошенко