Два новых вида прыгучих пинцетомордых крыс поймали на червя. Они передвигаются как кенгуру и всасывают червей как мы — спагетти

Зоологи нашли на филиппинском острове Лусон два неизвестных ранее вида землеройковых крыс. Эти животные — один из примеров конвергентной эволюции: они не родственники землеройкам, но стали похожи на них в результате жизни в схожих условиях. Представители этих двух видов обитают в труднодоступных горных районах острова, поэтому раньше не попадались ученым.

Филиппины известны своим уникальным биоразнообразием: здесь живет огромное количество животных, не встречающихся в других уголках планеты. Ученые до сих пор продолжают открывать там все новых представителей фауны. Новые виды крыс удалось поймать и описать благодаря тому, что зоологи заменили в приманках традиционное арахисовое масло и кокосы дождевыми червями.

Необычного грызуна ученые заметили возле стандартной «сладкой» ловушки, однако тот не прикасался к ней. Тогда они стали перебирать другие варианты приманок, исходя из того, какая пища распространена на этой территории. Сработали лишь дождевые черви: исследователи увидели, что подходящие к приманкам грызуны всасывают их подобно тому, как мы едим спагетти. Зоологи смогли поймать несколько необычных грызунов и подробно описали их.

Оказалось, что животные принадлежат к роду землеройковых крыс (Rhynchomys), латинское название которому дали за вытянутую — как пишут ученые, похожую на пинцет — морду. Мех грызунов короткий и густой, они передвигаются, прыгая на крепких задних лапках — подобно тому, как это делают кенгуру. У грызунов практически нет жевательных зубов, и дождевые черви, как считают ученые, действительно их главная пища. Они обитают в труднодоступных горных областях на высоте более 1200 метров над уровнем моря.

Сравнив животных с другими представителями рода, ученые сделали вывод, что пойманные животные относятся к двум новым видам. Их назвали Rhynchomys labo и Rhynchomys mingan — по горам Лабо и Минган, где нашли грызунов. Авторы предполагают, что оба вида происходят от единого предка, но были в какой-то момент разделены естественными преградами, потому эволюционировали независимо друг от друга.

Исследователи надеются, что открытие двух новых видов послужит аргументом для защиты горных лесов, где они найдены. Сегодня эти леса находятся под угрозой из-за интенсивной заготовки древесины, добычи полезных ископаемых и другой деятельности человека.

Евгения Береснева