В «доспехах» десятков вирусов человека нашли бреши для лекарств. Это позволит медикам разработать лекарства от рино- и энтеровирусов

Международная группа ученых обнаружила в оболочке пикорнавирусов ранее неизвестные «пазы». Если в них попадают молекулы, то оболочка вируса теряет способность к изменению формы, и потому вирусная частица больше не может заражать клетки. Исследователи надеются, что положили начало разработке новой серии противовирусных препаратов.
© James Geraets

Среди пикорнавирусов есть риновирусы, вызывающие респираторные инфекции, и энтеровирусы, которые могут поражать самые разные органы, от сердца до поджелудочной железы и головного мозга. К энтеровирусам относится и полиовирус, который может приводить к детскому спинномозговому параличу. Основным средством борьбы с полиовирусом пока остаются вакцины, поскольку препаратов, полностью блокирующих размножение рино- и энтеровирусов, до сих пор не существует.

Еще несколько десятков лет назад ученые нашли на поверхности пикорнавирусов характерное углубление, гидрофобный карман. Тогда удалось подобрать вещества, подходящие к нему по форме, и на их основе создать несколько препаратов. Но вирусы очень быстро вырабатывают к ним устойчивость, изменяя форму кармана, поэтому надежного лекарства от пикорнавирусной инфекции у нас так и не появилось.

Исследователи из Бельгии, Финляндии и Индии продолжают поиски лекарства от пикорнавирусов. Испробовав множество веществ, они заметили одно — в их статье оно проходит под названием «вещество 17», которое мешало вирусам размножаться и не было токсично для клеток. Рассмотрев, как именно оно связывается с капсидом, в электронный микроскоп, ученые обнаружили по соседству с первым карманом второй.

Щель между белками капсиды вируса (VP1, VP3, VP1'), заполненная молекулой «вещества 17»

Вирусная частица изменяет форму, когда прикрепляется к поверхности клетки. Капсид пикорнавирусов имеет форму икосаэдра, у каждой его вершины — пять упомянутых карманов. И если в эти карманы забиваются молекулы лекарства, изменить форму вирус уже сможет — и, соответственно, не сможет прикрепиться к клетке и ее заразить.

На основе «вещества 17» ученые создали ряд препаратов, которые продемонстрировали сильную антивирусную активность, правда, пока только in vitro, в культуре клеток. Они помешали размножаться и риновирусам, и энтеровирусам, и полиовирусу в том числе. В отличие от гидрофобного кармана, открытого биологами 30 лет назад, форма этого у многих пикорнавирусов очень схожа, а последовательность аминокислот в белках, которые его образуют, практически одинакова. Это позволило ученым предположить, что карман играет настолько важную роль в жизни вирусов, что мутации, изменяющие его структуру, будут возникать редко. На основании этого они надеются разработать полноценные противовирусные лекарства, не вызывающие устойчивости.

Полина Лосева