«Орион» начали разрабатывать в рамках большой программы Constellation («Созвездие»), согласно которой астронавты должны были высадиться на Луне уже в 2010-х годах. Позже программу свернули, но корабль решили доделать до конца. Если планы NASA в очередной раз не поменяются, «Орион» будет играть ключевую роль в снабжении будущей станции на орбите вокруг Луны.
К пилотируемым кораблям, в отличие от грузовых (таких, как российский «Прогресс» или новый Dragon от SpaceX), предъявляются более жесткие требования. Так, у любого корабля с экипажем должна быть система аварийного спасения, чтобы в любой момент полета у экипажа была возможность благополучно вернуться на Землю. Разработчики шаттлов проигнорировали это требование, и практика полетов показала всю порочность такого решения: из 135 полетов два закончились катастрофой с гибелью всего экипажа. Одну из этих трагедий (гибель «Колумбии» в 2003 году), правда, предотвратить без эвакуации с орбиты другим кораблем не получилось бы вовсе, но разрушение «Челленджера» после взрыва топливного бака произошло как раз на той стадии полета, на которой другие корабли могли бы уйти в сторону.
Читайте также: Долгострои космического назначения. Почему космические проекты постоянно задерживаются и опаздывают
Испытание системы аварийного спасения (САС) началось сегодня в 14:00 по московскому времени. Сама система представляет собой небольшую «башенку» с ракетными двигателями поверх капсулы с «Орионом». При аварии эти двигатели включаются и вся конструкция вместе с кораблем и экипажем внутри отлетает в сторону. Далее надстройка с двигателями отваливается, а «Орион» выпускает парашюты и опускается на землю. Подобное решение уже прекрасно зарекомендовало себя на советских и российских «Союзах»: там САС срабатывала за всю историю семь раз, причем трижды во время пилотируемых запусков (в 1975-м, 1983-м и 2018 годах).
Test complete! Today’s ~3 minute test of @NASA_Orion spacecraft's launch abort system verified that @NASA_Astronauts can safely get away from their launch vehicle in the case of an emergency after liftoff. More: https://t.co/mUf6z9uYjA pic.twitter.com/nI9CZKT6H9
— NASA (@NASA) 2 июля 2019 г.
Test complete! Today’s ~3 minute test of @NASA_Orion spacecraft's launch abort system verified that @NASA_Astronauts can safely get away from their launch vehicle in the case of an emergency after liftoff. More: https://t.co/mUf6z9uYjA pic.twitter.com/nI9CZKT6H9
Испытания показали, что разработанная для «Ориона» система отработала штатно. Специалисты NASA не стали запускать всю ракету-носитель (это и дорого, и сама ракета пока не готова), а ограничились связкой из «Ориона», САС и испытательной ступени, которая предварительно подняла корабль на высоту в 9,5 километра. Там сработала аварийная система, которую уже проверяли ранее — еще в 2010 году, когда во время работ над «Орионом» в программе «Созвездие» инженеры испытали САС в упрощенном варианте, при пуске с поверхности.
Это не единственный возможный вариант системы аварийного спасения. На корабле компании SpaceX Dragon Crew будут использоваться встроенные двигатели как для отделения от аварийной ракеты, так и для безопасной посадки. Однако если первые испытания фирменного решения SpaceX прошли успешно, то при последнем тесте что-то пошло не так и произошел взрыв, серьезно повредивший корабль на испытательном стенде.
Алексей Тимошенко