«Хаябуса-2» успешно совершила вторую посадку на поверхность астероида Рюгу

Это предпоследняя крупная задача японской космической миссии
Сближение «Хаябусы-2» с астероидом Рюгу в представлении художника Иллюстрация: Go Miyazaki / JAXA
Сближение «Хаябусы-2» с астероидом Рюгу в представлении художника
© Иллюстрация: Go Miyazaki / JAXA

Японская космическая миссия «Хаябуса-2» смогла во второй раз коснуться астероида Рюгу и собрать из ранее созданного на нем рукотворного кратера образцы грунта. Если все и дальше пройдет удачно, уже в конце 2019 года «Хаябуса-2» отправится в полет до Земли, а в декабре следующего, 2020 года сбросит на нашу планету капсулу с собранными образцами, чтобы те приземлились в Австралии.

Перед повторной посадкой на астероид «Хаябуса-2» серьезно подготовилась: чтобы собрать образцы грунта не только с поверхности, но и из недр астероида, 5 апреля станция сбросила на Рюгу бомбу с высоты 500 метров. На месте взрыва образовался рукотворный кратер. В 20 метрах от его центра специалисты Японского аэрокосмического агентства (JAXA) и назначили место посадки «Хаябусы-2» — круг радиусом 3,5 метра. Они обозначили цель как C01-C. Дату посадки назначили на 11 июля.

Снимок рукотворного кратера на астероиде Рюгу, который в начале апреля сделала «Хаябуса-2». Синим кружком отмечена цель второй посадки аппарата
Описание

Завершив все приготовления, 10 июля, в 4:46 по московскому времени, «Хаябуса-2» начала снижаться со своей рабочей орбиты — 20 километров над поверхностью Рюгу — со скоростью около полутора километров в час. Достигнув высоты около пяти километров, аппарат замедлился до 0,36 км/ч.

Запланированная схема, по которой «Хаябуса-2» должна была снизиться, коснуться Рюгу и взмыть обратно на рабочую высоту
Описание

Далее аппарат медленно снизился до высоты в 30 метров (это случилось около 3:54 по московскому времени) и завис над поверхностью астероида, ориентируясь на сброшенный ранее целеуказатель (на иллюстрациях он отмечен как TM — target marker). Он нужен для того, чтобы «Хаябуса-2» смогла самостоятельно понять, куда нужно приземляться, ведь касание астероида происходило в автоматическом режиме, без связи с Землей. Зафиксировав местонахождение целеуказателя в 4:09, аппарат снизился до высоты около 8,5 метра и снова завис над Рюгу.

Более детальный план снижения «Хаябусы-2» с 30 метров
Более детальный план снижения «Хаябусы-2» с 30 метров

Далее, все еще держа в поле зрения целеуказатель, аппарат оценил размер булыжников, находившихся в предполагаемом месте посадки, и выбрал наиболее безопасное место в рамках своей цели. Затем он, двигаясь по параболической траектории, коснулся поверхности Рюгу в 4:18 по московскому времени.

В 4:20 он взмыл на свою рабочую высоту со скоростью около 2,3 км/ч. В 4:39 аппарат вновь развернул свою антенну, и уже в 4:51 специалисты JAXA подтвердили, что все показатели в норме и посадка прошла успешно.

[PPTD] This 16x simulation shows the motion of the spacecraft from an 8.5m altitude to touchdown. The green circle is C01-Cb (touchdown site) and the blue circle is the field of view for the ONC-W1 (© JAXA). More information in our operation article: https://t.co/qaS3JZDAdF pic.twitter.com/TZCyBjMmjR— HAYABUSA2@JAXA (@haya2e_jaxa) 10 июля 2019 г.

Следующей операцией «Хаябусы-2» по плану должна стать посадка на астероид модуля Rover-2. Далее основная научная программа аппарата закончится, и в декабре 2019 года он должен будет развернуть свои ионные двигатели и перейти на орбиту, ведущую к Земле. В декабре 2020 года «Хаябуса-2» должна будет достичь Земли и сбросить в атмосферу шестнадцатикилограммовую капсулу с собранными образцами. После этого у аппарата еще должно остаться топливо, поэтому японцы уже выбрали несколько новых астероидов-кандидатов в качестве следующих целей миссии — например, астероид 2001 WR1, вращающийся вокруг Солнца с орбитой 1,02-1,54 а.е.