Древняя птица отрастила средний палец длиннее собственной голени. Ее останки палеонтологи нашли в янтаре возрастом 98 миллионов лет

В купленном в Мьянме куске янтаря ученые нашли лапу мезозойской птицы с очень длинным средним пальцем. Возможно, птица использовала его так же, как современные мадагаскарские руконожки ай-ай, вытаскивая с его помощью личинок насекомых из стволов деревьев.
Внешний вид новооткрытой птицы Elektorornis chenguangi в представлении художника Zhongda Zhang / Current Biology
© Zhongda Zhang / Current Biology

Пока другие палеонтологи находят окаменелости, проводя время в раскопках, китайский ученый Лида Син изучает янтарь из Мьянмы. Мы уже писали о том, как он обнаружил в куске янтаря, купленном на рынке в Мьянме, хвост пернатого динозавра. Теперь Син обнаружил лапу с очень длинным пальцем, и опять в окаменевшей смоле, купленной у торговца в Мьянме.

Кусок янтаря, в котором нашли лапу с необычным пальцем
Кусок янтаря, в котором нашли лапу с необычным пальцем

Как показал анализ куска янтаря с помощью рентгеновской микротомографии, лапа с частями перьев принадлежит птице из подкласса энанциорнисовых. Представители этого таксона древних зубастых птиц жили в меловом периоде и вымерли вместе с динозаврами. Возраст янтаря, в котором сохранилась лапка, составлял примерно 98 миллионов лет, то есть птица жила в середине мелового периода.

Находка небольшая, всего около четырех сантиметров в длину. Она привлекает внимание своими пальцами — третий, или средний, длиннее не только всех остальных пальцев, но и голени на целых 20%. Таких лап нет ни у каких известных ученым птиц, ни у ныне живущих, ни у вымерших. Ученые сделали вывод, что в янтаре увязла лапка неизвестного прежде вида. Его назвали Elektorornis chenguangi. «Elektor» по-гречески значит «янтарь», «ornis» — «птица», а «chenguangi» — это Чэнь Гуан, куратор музея, в котором теперь хранится минерал с лапкой.

Реконструкция лапы Elektorornis chenguangi
Реконструкция лапы Elektorornis chenguangi

Поскольку средний палец вырос таким непропорционально длинным явно не случайно, ученые предположили, что он выполнял функцию ловчего крючка, которым электорорнис выуживал личинок и червей из коры и трещин в стволах деревьев. Среди птиц нет никого, кто занимался бы чем-то подобным, а вот среди млекопитающих такие животные встречаются. Это ай-ай (Daubentonia madagascariensis), ночные приматы из семейства руконожковых, обитающие на Мадагаскаре.

Руконожка ай-ай (Daubentonia madagascariensis)
Руконожка ай-ай (Daubentonia madagascariensis)

Возможно, в середине мела, когда ай-ай еще не существовали, их нишу занимала небольшая птица с очень длинным средним пальцем.

Рука руконожки ай-ай