Украинская родственница красных водорослей разучилась фотосинтезировать и стала охотиться. Открытие означает, что общий предок растений, возможно, тоже был хищником

Из украинского озера выловили одноклеточное растение, снабженное двумя жгутиками, которое поедает бактерии и не умеет фотосинтезировать. Находка, по словам ученых, доказательство того, что давние предки растений могли хищничать, но растеряли эту способность по отдельности уже в ходе самостоятельного развития.
© DENIS TIKHONENKOV

Красные водоросли, или багрянки, — это отдел, который входит в группу архепластид, объединяющей все растения вообще, от одноклеточных водорослей до баобаба. Красные водоросли получили свое название благодаря тому, что имеют много красных и желтых пигментов, с помощью которых занимаются фотосинтезом. Самая известная красная (фактически — зеленая) водоросль — батрахоспермум.

В 2016 году украинские ученые поймали в озере Турбин в Черниговской области одноклеточную водоросль. Сейчас она хранится в Институте биологии внутренних вод им И.Д. Папанина РАН и изучается. Новый вид получил название Rhodelphidia limneticus. Ученые из Университета Британской Колумбии (Ванкувер) на год раньше нашли во Вьетнаме другой вид этого рода — R. marinus, но он умер через несколько месяцев попыток культивирования. «Папанинских» же хищников вырастили на «Аква Минерале» и культуре бактерий, которыми они питаются, и изучили.

Анализ генов хищной водоросли и их сравнение с генами других водорослей показал, что новый род приходится сестринским таксоном багрянкам. Родельфисы не получают энергию от фотосинтеза, поскольку у них даже нет своего пластидного генома. Похоже, пластида просто рудимент от тех времен, когда водоросль еще умела вырабатывать питательные вещества с помощью света.

Вместо этого эти организмы умеют синтезировать жирные кислоты аналогично многим животным и грибам. У родельфисов также есть жгутики, которые позволяют им передвигаться и охотиться. Это значит, что у новой водоросли и багрянок был общий предок, причем только их и ничей больше.

Ryan M. R. Gawryluk et al. / Nature

Ученые считают, что общий предок красных водорослей и родельфидии умел все: и охотиться, и фотосинтезировать. Как заключают авторы, фаготрофия, то есть умение клеток хватать еду, сохранялась у архепластид до самого их разделения на красные, зеленые водоросли и глаукофиты. Это значит, что растения когда-то умели охотиться, но потеряли эту способность в ходе эволюции.

Текст подготовлен участницей мастерской научной журналистики летней школы «Летняя школа» и дополнен Максимом Абдулаевым.

Мария Бакулина