Наполеоновский генерал Шарль-Этьен Гюден, погибший в 1812 году в сражении близ Смоленска, был идентифицирован учеными по травмам костей ног и следам необычного памятника вокруг его захоронения, описанного в исторических хрониках.
17—19 августа 1812 года русские армии, отходящие от Смоленска, дали упорный бой преследователям-французам. Благодаря грамотному выбору позиции обороняющимися, наступавшие понесли большие потери, и среди них был однокашник Бонапарта, дивизионный генерал Гюден. Данные о том, где именно он был затем похоронен, разнились, однако упоминалось, что вокруг его могилы в землю были вкопаны стволы поврежденных в боях пушек. Теперь сотрудникам Института археологии РАН удалось найти такое захоронение у одного из бастионов смоленской крепости, сообщает пресс-релиз, поступивший в редакцию «Чердака».
Сражение в районе Валутиной горы к западу от Смоленска было довольно крупным и сыграло большую роль в войне 1812 года. После того как русские отошли от Смоленска, французы пытались энергично преследовать их и тем самым либо заставить понести большие потери, либо принудить к генеральному сражению, чтобы полностью разгромить. Русской армии такое сражение было невыгодно, ибо она начала войну с неудачной конфигурацией приграничной группировки: сосредоточенным войскам Наполеона противостояла близкая по численности, но более разбросанная армия России. Под Валутиной горой 40 тысяч русских под командованием Барклая де Толли столкнулись с 30 тысячами передовых французских отрядов под командованием маршалов Нея и Мюрата. Русские позиции флангами опирались на лесистые возвышенности и болота, поэтому какого-то успеха французы добились только в центре, вклинившись в русские позиции. Однако штыковая контратака отбросила их, и сражение у Валутиной горы закончилось тем, что ночью русские покинули свои позиции. Французы потеряли убитыми и ранеными от семи до восьми тысяч, русские — около пяти тысяч.
Среди убитых с французской стороны был и генерал Гюден: когда он переправлялся через реку Строгань, мосты через которую русские разрушили, ему в левую ногу попало пушечное ядро. Ногу оторвало, правая пострадала от осколков. Гюден был доставлен в лазарет и там умер.
Генерал был близок императору Франции Наполеону Бонапарту, с которым учился еще до революции в Бриеннской военной школе. Бонапарт лично распорядился похоронить Гюдена в Смоленской крепости, недавно взятой французами, — на этом сходятся воспоминания всех участников событий. В архивных материалах никаких данных о месте захоронения, однако, не сохранилось.
По воспоминаниям маршала Даву и генерала Лежена, Гюден был погребен на территории большого бастиона к юго-востоку от крепости Смоленска, т.е. в Шеиновом бастионе. Но по Франсуа Ксавье Феллеру, автору «Исторического словаря, или Универсальной биографии людей, которые сделали себе имя», изданного во Франции в 1839 году, Гюден был погребен в цитадели крепости Смоленска, на бастионе справа от входа.

Свой поиск потерянной могилы французского генерала археологи начали с того, что провели раскопки в этом Шеиновом бастионе, то ничего обнаружить там не смогли — мемуары маршала Даву и генерала Лежена не подтвердились. Это неудивительно, поскольку хоронили Гюдена в период быстрого наступления французской Великой армии, и ни Даву, ни Лежен не имели достаточного времени для изучения окрестностей Смоленска, в котором их полки не задержались, продолжив преследование русской армии.
Тогда археологи взялись за раскопки в Королевском бастионе, фортификационном сооружении XVII века, расположенном справа от входа в Смоленскую крепость, проверяя таким образом уже сведения из словаря Филлера. В раскопе площадью 80 квадратных метров ученые обнаружили одиночное погребение. Вокруг него кольцом располагались шесть круглых ям диаметром около 2 метров каждая. В гробу нашли скелет мужчины, умершего в возрасте 40—45 лет. Правая бедренная кость его была повреждена, левая нога ниже нижней части бедренной кости отсутствовала, кость в нижней части имела следы слома с неровными краями.

Согласно французским мемуарным источникам, вокруг могилы Гюдена полковник Марион начал возводить мавзолей из орудийных стволов, вкопанных вертикально. На эти стволы опиралась железная крыша. Понятно, что после отступления французской армии этот памятник вряд ли продолжил стоять, поскольку металл в то время был довольно ценен. Скорее всего, полагают археологи, мавзолей разобрали на металл местные жители, но ямы от вкопанных по его периметру орудийных стволов все же остались. Вкупе с узнаваемым ранением и возрастом скелета они указывают на то, что могила генерала Гюдена, двести лет считавшаяся потерянной, скорее всего, найдена.

Исследователи планируют в ближайшее время сравнить ДНК скелета с ДНК живущего во Франции потомка Гюдена. В то же время следует учитывать, что такая проверка не всегда может подтвердить личность исторической личности. Гены Y-хромосомы, используемое в такой идентификации, передается строго по мужской линии, а это значит, что в случае неверности супруги Гюдена (или любой из супруг его потомков) нынешний носитель фамилии Гюден будет иметь другую Y-хромосому. На практике такие события происходят достаточно часто. Так, в начале этого века были получены данные, позволившие утверждать, что большинство Рюриковичей могут быть потомками не Рюрика, а норвежского короля Олафа Святого, любовника Ингигерды, жены Ярослава Мудрого.