У расхожего представления о том, что позитивный настрой продлевает жизнь, есть немало научных подтверждений. Правда, к большинству таких работ возникает множество вопросов — от критериев отбора участников до научности метода, с помощью которого авторы измеряют их оптимизм. Ученые из Бостона и Гарварда еще раз исследовали эту тему на двух больших выборках и в очередной раз подтвердили, что оптимисты живут дольше пессимистов. Зато теперь стало совершенно неясно, почему это так: ни один из факторов, которыми раньше предлагали объяснять эту связь, ученые не сочли существенным.
Исследователи, которые ищут секреты долгой жизни, неизменно сталкиваются со множеством трудностей. Это, например, длительность эксперимента: если наблюдать за людьми несколько лет и следить за их смертностью, то можно оценить эффект только от образа жизни или здоровья. Если же поставить эксперимент длиной в десятки лет, чтобы отследить влияние ранних событий в жизни человека, то нужно быть готовым к тому, что к концу эксперимента методы измерения безнадежно устареют и данные окажутся недостоверными.
Когда же речь заходит о «счастье» или «оптимизме», к общим сложностям геронтологических исследований добавляются и методологические проблемы. Однозначно определить эти понятия довольно сложно, а единой шкалы для их измерения не существует. Некоторые ученые просят участников исследования писать автобиографии, другие пользуются стандартизированными опросниками, а третьи разрабатывают их сами.
Как сравнивать результаты таких исследований, непонятно. Неудивительно, что они нередко противоречат друг другу: по одним подсчетам, «позитивно мыслящие» люди живут в среднем дольше, а по другим — наоборот, короче (вероятно, потому что слишком легко идут на риски). А опрос китайских долгожителей вообще показал, что большинство из них относится к жизни спокойно, по принципу «будь что будет».
Читайте также: Позитивный взгляд на старость спасает от деменции
Возникает неоднозначная ситуация. C одной стороны, большинство работ подтверждает, что обычно оптимистичное отношение к жизни по меньшей мере ее не сокращает. С другой стороны, данные по этой теме настолько разнородны, что объединить их в одну систему невозможно. Правда, большинство исследователей предлагают объяснять связь оптимизма и долголетия одними и теми же механизмами. Например, оптимистичные люди могут внимательнее относиться к своему здоровью, аккуратнее следить за весом и не пренебрегать спортом. Или же, наоборот, возможна обратная зависимость: более здоровые люди чаще оптимистичны, потому что их не беспокоят хронические болезни.
Исследователи из Бостона и Гарварда решили подойти к проблеме оптимизма и долголетия с точки зрения статистики. Они работали с двумя большими выборками. Одна собрана в рамках Исследования здоровья медицинских сестер — это 69 744 женщины, за которыми наблюдали в течение 10 лет: в 2004 году они прошли психологический опрос, а в 2014-м ученые подсчитали, сколько участниц эксперимента умерло за это время. Вторая выборка — из Исследования нормального старения — 1429 мужчин, которые заполняли опросники в 1986 году и за которыми наблюдали до 2016 года. Несмотря на то что оптимизм у мужчин и женщин измеряли разными методами, авторы работы считают, что результаты обоих опросников хорошо коррелируют друг с другом.
Затем ученые подсчитали, как баллы на шкале оптимизма связаны с шансом дожить до 85 лет. Наиболее оптимистичные женщины жили в среднем на 15% дольше, чем самые пессимистичные, у мужчин эта разница составила около 11%. Дальше исследователи по очереди включали в свою модель разные факторы: возраст, семейное положение, уровень образования, состояние здоровья, а также употребление алкоголя, курение и другие элементы образа жизни.
Добавление некоторых из них, например социальных связей (наличие партнера или друзей), сделало зависимость чуть менее строгой, но полностью она не исчезала. Это означает, что влияние оптимизма на долголетие могут объяснять прочные социальные связи, но лишь в небольшой степени. То же случилось и с депрессией: даже с учетом наличия или отсутствия депрессивных симптомов уровень оптимизма все равно коррелировал с продолжительностью жизни, то есть как-то влиял на нее независимо от депрессии.
Читайте также: Смотри, какая дичь. Как опознать псевдонауку по ряду характерных признаков
Эта работа ставит больше вопросов, чем дает ответов. Даже если предположить, что разный размер выборок, время наблюдения и метод оценки оптимизма не повлияли на результат, объяснить его пока довольно сложно. Из работы следует, что оптимизм как-то продлевает жизнь, но ни положение в обществе, ни здоровье, ни образ жизни, ни депрессия с этим не связаны. Это означает, что либо авторы не учли в своей модели какой-то важный фактор, либо оптимизм укрепляет здоровье организма каким-то новым, неизвестным науке способом.