В планах академика Льва Зеленого - обнаружить льды Луны, исследовать грунт Марса и спутники Юпитера

Две экспедиции к самому Марсу российские ученые планируют с коллегами из Европейского космического агентства на 2016 и 2018 гг
Фото EPA/ИТАР-ТАСС
Фото EPA/ИТАР-ТАСС

МОСКВА, 23 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Леонид Смирнов/. Обнаружить и использовать воду на Луне, найти следы жизни на Марсе, исследовать спутники Юпитера - таковы лишь некоторые из планов Института космических исследований Российской академии наук /ИКИ РАН/. Об этом рассказал директор ИКИ академик Лев Зеленый, который отмечает сегодня 65-летний юбилей. День рождения академик отметит, по своему обычаю, "в дороге", но накануне он поделился творческими планами с корреспондентом ИТАР-ТАСС.

"Институт находится на подъеме, мне это очень приятно, - подчеркнул академик. - Как раз недавно исполнилось 10 лет, как я стал его директором - в мае был переизбран на третий срок. Эти годы пролетели незаметно, хотя первые из них были очень тяжелыми, но человек ко всему привыкает".

"Самым большим разочарованием и трагедией" последнего времени назвал Зеленый аварию марсианской научной станции "Фобос-грунт" в ноябре 2011 года. "Фобос" мог погибнуть уже у Марса, выполнив часть научной программы, но он, в общем, даже не улетел от Земли и закончил свое существование на дне Тихого океана, - напомнил академик. - Это была большая беда для всего научного сообщества, занимающегося изучением Солнечной системы, тем более, что очень похожее несчастье случилось в 1996 году с нашей миссией "Марс-96".

Но исследования Марса и его спутника Фобоса, безусловно, остаются в программе ИКИ. "Задача исследования спутников Марса сохраняет свою ценность, - подтвердил Лев Зеленый. - Как образовались эти спутники: вместе с самим Марсом, или это захваченные астероиды? Фобос должен содержать образцы первичного вещества Солнечной системы. Надеемся, что с третьего раза нам удастся добраться до него".

Две совместные экспедиции к самому Марсу российские ученые планируют с коллегами из Европейского космического агентства /ЕКА/ на 2016 и 2018 гг. Первая экспедиция посвящена исследованию атмосферы Марса и содержанию в ней метана и других газов, свидетельствующих о возможной биологической активности.

"Вторая миссия 2018 года серьезнее: она состоит из марсохода "Пастер" ЕКА, на котором будут приборы из Европы и России - и большой посадочной платформы, которую разрабатывает и изготовляет НПО имени Лавочкина, - рассказал Зеленый. - На ней тоже будет большой комплекс приборов. Одна из главных целей экспедиции - экзобиология, поиски следов жизни. "Пастер" оснащен буровой установкой, позволяющей добраться до глубины полтора-два метра, и мы надеемся достать оттуда что-то интересное. А на середину 2020-х гг. планируется международная программа по доставке грунта уже с самого Марса, хотя это и на порядок труднее: у Марса гравитация достаточно серьезная".

Не менее активно готовятся ученые осваивать Луну. Ближайшая экспедиция "Луна-25" с посадкой космического корабля НПО имени Лавочкина планируется на 2016 год.

"Мы давно не садились на Луну, - напомнил академик Зеленый. - Между "Луной-24" и "Луной-25" - мы решили сохранить нумерацию - пройдет почти 40 лет".

Но если в 1960-70-е гг. советские и американские аппараты садились в более удобных для посадки приэкваториальных и среднеширотных областях Луны, то теперь ученых интересуют лунные полюса: северный и южный — и околополярные области. Там, по имеющимся сведениям, под коркой грунта скрыты запасы настоящего водяного льда. Это не только интереснейший научный материал, но и возможные "припасы" для будущих космонавтов. Хотя на ближайшие годы пилотируемых полетов на Луну не планируется, Лев Зеленый считает, что в более отдаленной перспективе "станции", подобные антарктическим, на этом земном спутнике вполне вероятны. И космонавты экспедиций посещения смогут воспользоваться лунной водой.

На 2020-е гг. намечены более дальние экспедиции - к спутникам Юпитера: Ио, Европе, Ганимеду и Каллисто.

"На Ио есть очень мощные вулканы, Европа подальше, но на ней под коркой льда есть океан соленой воды, - рассказал Зеленый. - Мы долго думали о полете к Европе. Но оказалось, что она в самом центре радиационных поясов Юпитера, и такой радиации не то, что человек - техника не выдерживает. Теперь у нас в центре внимания Ганимед. Думаем о посадке, а европейцы - об орбитальном аппарате вокруг этого небесного тела".

Не ослабевает интерес российских ученых и к околоземным орбитам. Один из важнейших проектов ИКИ, "Резонанс", направлен на изучение процессов во внутренних областях магнитосферы Земли, где генерируются магнитные бури и другие явления "космической погоды". Для исследования задействованы четыре искусственных спутника, с помощью которых планируется подробно изучить пространственно- временную структуру этой ключевой зоны космического пространства.

"В настоящее время ИКИ занимает пятое место среди всех институтов РАН по индексам цитируемости. Приходит молодежь, выплачивается неплохая зарплата с учетом участия в проектах, появился определенный оптимизм и в вечной проблеме обеспечения жильем молодых сотрудников - начала действовать академическая программа жилищных сертификатов и служебного жилья", - рассказал Зеленый. Он отметил вклад в сегодняшний день своего предшественника - академика Альберта Галеева, который провел институт через "невзгоды 1990-х гг.", добившись участия в международном проекте "Интербол" по изучению причинно-следственных связей в системе Солнце-Земля.