Ученые установили, что бразильская жаба ищет партнеров для спаривания с помощью свечения

Специалисты отмечают, что "рисунки" на спине и голове существ можно увидеть при помощи ультрафиолетовых ламп

ТАСС, 29 марта. Международная группа исследователей под руководством зоологов из Нью-Йоркского университета в Абу-Даби (New York University Abu Dhabi) обнаружила, что скелет недавно открытого вида бразильской ложной жабы флуоресцирует, что служит сигналом для привлечения половых партнеров, сообщают авторы статьи, опубликованной в пятницу в журнале Scientific Reports.

"Светящиеся "рисунки" на спине и голове этих крохотных существ можно увидеть при помощи ультрафиолетовых ламп. В природе эти признаки используются в качестве внутривидовых коммуникационных сигналов или же как инструмент усиления апосематической (отпугивающей) окраски, которая предупреждает хищников о токсичности потенциальной жертвы", - пишет автор статьи, герпетолог Сандра Гутт.

Команда специалистов изучала акустическую коммуникацию между этими земноводными, об открытии которых ученые заявляли ранее. Когда они обнаружили, что в момент привлечения половых партнеров ложные жабы не способны различать собственные слуховые сигналы, ученые стали выискивать визуальные признаки, которые эти амфибии могли бы применять для коммуникаций. После того, как зоологи решили посветить на жаб ультрафиолетовой лампой, выяснилось, что их спины и головы способны испускать довольно яркое свечение.

Исследователи сравнивали скелеты двух видов ложных жаб с близкородственными нефлуоресцентными видами. Стало ясно, что кости седлоносных жаб гораздо более флуоресцентны. Бразильские жабы являются земноводными, ведущими дневной образ жизни, и в естественной для них среде обитания компоненты солнечного света в ультрафиолетовом или близком к ультрафиолетовому диапазонам вызывают светимость на уровне, различаемом лишь некоторыми из видов животных, обитающих в атлантических лесах Бразилии.

Ученые отмечают, что флуоресцирующие рисунки на спине и голове образуются костными пластинами, находящимися под очень тонкой кожей этих амфибий. По словам ученых, у этих бразильских жаб светится практически весь скелет. Однако лучше всего люминесцентные характеристики проявляются снаружи, поскольку слой кожной ткани поверх костей этих земноводных весьма тонок, и имеет толщину около семи микрометров.

"Отсутствие темных пигментных клеток кожи, которые бы препятствовали прохождению света, а также тонкая кожа позволяют ультрафиолетовому свету активизировать флуоресцентные свойства костных пластинок спины и черепа. Свет УФ-лампы отражается от костей лягушки, вследствие чего даже невооруженным глазом наблюдателя можно хорошо заметить сияющие голубовато-белые отметины", - рассказала Гутт.

Герпетолог добавила, что необходимы дополнительные исследования поведения этих амфибий и хищников, питающихся ими, для того, чтобы точнее понять функцию этого свечения.

Седлоносные жабы (Brachycephalus ephippium) - крошечные, ярко окрашенные и самые ядовитые, из всех обитающих в атлантическом лесу Бразилии, видов жаб. Во время брачного периода их можно встретить днем среди опавших листьев: в поисках партнера они издают мягкие, слегка жужжащие звуки. Любят питаться клещами, тлями и комарами.