Все новости
Второй молоток не удвоит экономический рост.
Нобелевская премия - 2018

Второй молоток не удвоит экономический рост. За что Ромеру присудили премию памяти Нобеля

Пол Ромер
© EPA-EFE/JASON SZENES
Знания и новые идеи — это ресурс. Но как с его помощью запустить экономический рост? Ответ дал американец Пол Ромер, которому присудили половину премии по экономике памяти Альфреда Нобеля

До Ромера экономический рост описывался моделью его предшественника, нобелевского лауреата 1987 года Роберта Солоу. Эта модель, грубо говоря, обещала, что все утрясется и отстающие страны однажды догонят лидеров. Какое-то время оптимизм исследователей выглядел оправданно: на каждый процент роста развитых экономик приходилось около двух процентов роста развивающихся. Но к концу 1980-х ничего подобного не случилось.

Ромер разобрался, почему же жизнь не наладилась сама собой. В классическом представлении экономический рост на длинных дистанциях должен замедляться: если рабочему дать второй молоток, его производительность не удвоится. Все новые и новые молотки не будут поддерживать прежние темпы роста, в отличие от новых идей, которые могут заменить молоток или создать целые рынки.

Примером служит интернет. Без него не было бы никаких компаний из США, рванувших в конце 1990-х. Интернет появился — и американцы стали зарабатывать на интернет-услугах, а в Эфиопии все еще раздавали молотки.

Ромер показал, что идеи принципиально отличаются от товаров. Товар в широком смысле, будь то бутылка газировки или умение бухгалтера сводить баланс, продукт штучный и привязанный к определенной компании. Если он используется в одном месте, то в другом его использовать не выйдет. С идеями — например, фастфудом или GPS-навигацией — дело обстоит иначе. Их могут использовать все, пусть зачастую не сразу.

Однажды появившаяся инновация в долгосрочной перспективе раскручивает отрасль, а за ней и всю экономику страны. При этом если постоянное вливание капитала в какой-то момент перестает влиять на темпы увеличения экономики, то постоянные вливания идей приводят к стабильному росту.

Но этого мало. Ведь если знания и идеи мы воспринимаем как факторы роста экономики, неплохо бы ими управлять. Ромер показал, как это можно делать: какие рыночные условия способствуют творчеству и инновациям. Основное правило заключается в том, что некоторое время фирмы — что интересно, речь у Ромера идет не столько о вкладе государства в инновации, а именно об уровне отдельных компаний, — должны иметь эксклюзивное право на свое изобретение.

Если эта возможность будет обеспечена патентным правом, "генераторы идей" смогут окупать большие затраты на исследования и разработки. Только тогда им будет выгодно вкладываться в идеи. Нетрудно заметить, что мы живем в мире "по Ромеру". Вокруг только и разговоров, что о стартапах, которые придумывают новые услуги и монетизируют авторство на технологии.

Читайте полную версию статьи на научно-популярном сайте "Чердак", чтобы узнать, как второй лауреат этого года, Уильям Нордхаус, связал в единую модель экономическое развитие и глобальное потепление и почему ему присудили награду вместе с Ромером.

Елена Береснева