До Ромера экономический рост описывался моделью его предшественника, нобелевского лауреата 1987 года Роберта Солоу. Эта модель, грубо говоря, обещала, что все утрясется и отстающие страны однажды догонят лидеров. Какое-то время оптимизм исследователей выглядел оправданно: на каждый процент роста развитых экономик приходилось около двух процентов роста развивающихся. Но к концу 1980-х ничего подобного не случилось.
Ромер разобрался, почему же жизнь не наладилась сама собой. В классическом представлении экономический рост на длинных дистанциях должен замедляться: если рабочему дать второй молоток, его производительность не удвоится. Все новые и новые молотки не будут поддерживать прежние темпы роста, в отличие от новых идей, которые могут заменить молоток или создать целые рынки.
Примером служит интернет. Без него не было бы никаких компаний из США, рванувших в конце 1990-х. Интернет появился — и американцы стали зарабатывать на интернет-услугах, а в Эфиопии все еще раздавали молотки.
Ромер показал, что идеи принципиально отличаются от товаров. Товар в широком смысле, будь то бутылка газировки или умение бухгалтера сводить баланс, продукт штучный и привязанный к определенной компании. Если он используется в одном месте, то в другом его использовать не выйдет. С идеями — например, фастфудом или GPS-навигацией — дело обстоит иначе. Их могут использовать все, пусть зачастую не сразу.
Однажды появившаяся инновация в долгосрочной перспективе раскручивает отрасль, а за ней и всю экономику страны. При этом если постоянное вливание капитала в какой-то момент перестает влиять на темпы увеличения экономики, то постоянные вливания идей приводят к стабильному росту.
Но этого мало. Ведь если знания и идеи мы воспринимаем как факторы роста экономики, неплохо бы ими управлять. Ромер показал, как это можно делать: какие рыночные условия способствуют творчеству и инновациям. Основное правило заключается в том, что некоторое время фирмы — что интересно, речь у Ромера идет не столько о вкладе государства в инновации, а именно об уровне отдельных компаний, — должны иметь эксклюзивное право на свое изобретение.
Если эта возможность будет обеспечена патентным правом, "генераторы идей" смогут окупать большие затраты на исследования и разработки. Только тогда им будет выгодно вкладываться в идеи. Нетрудно заметить, что мы живем в мире "по Ромеру". Вокруг только и разговоров, что о стартапах, которые придумывают новые услуги и монетизируют авторство на технологии.
Читайте полную версию статьи на научно-популярном сайте "Чердак", чтобы узнать, как второй лауреат этого года, Уильям Нордхаус, связал в единую модель экономическое развитие и глобальное потепление и почему ему присудили награду вместе с Ромером.
Елена Береснева