США надеются, что контроль над межпланетной станцией "Фобос-Грунт" будет восстановлен

Эксперты считают, что пока вероятность столкновения АМС с каким-либо другим спутником или МКС весьма незначительна

ВАШИНГТОН, 11 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Александр Пахомов/. Американское космическое ведомство НАСА надеется, что российским коллегам удастся восстановить контроль над автоматической межпланетной станцией /АМС/ "Фобос-Грунт". Об этом заявил сегодня журналистам Николас Джонсон, отвечающий в НАСА за программу отслеживания перемещений в околоземном пространстве вышедших из строя спутников и обломков искусственных объектов.

"Американская система контроля космического пространства отслеживает передвижения на орбитах как самой станции, так и второй ступени ракеты-носителя "Зенит-2", с помощью который "Фобос-Грунт" был выведен в космос, - отметил он. - Эта информация доступна российским экспертам. НАСА надеется, что контроль над станцией все еще может быть восстановлен, и "Фобос-Грунт" может быть направлен на отлетную траекторию к Марсу".

В четверг директор программы НАСА по изучению Марса Даг Маккьюстон подчеркнул, что "мы предложили свою помощь / России/, и если она им нужна, мы сделаем все, что в наших силах".

Американские эксперты считают, что пока вероятность столкновения АМС с каким-либо другим спутником или Международной космической станцией /МКС/ весьма незначительна. По словам советниками по космическим вопросам в фонде "Секьюр Уорлд" /"Безопасный мир"/ Брайана Уидена, "Фобос-Грунт" находится сейчас на орбите с высотой в апогее 347 км, в то время как МКС кружит вокруг Земли на высоте примерно 490 км. "На столь низкой орбите, где сейчас оказался "Фобос-Грунт", не так уж и много действующих спутников, - указал он. - И нет реального риска того, что АМС столкнется с одним из них".

Как полагает Уиден, нет пока и оснований паниковать по поводу возможного токсичного заражения поверхности планеты в том случае, если АМС, заправленная примерно 8 тоннами ракетного топлива, все же начнет совершать неуправляемый сход с орбиты. "Они смогут слить это жидкое топливо до входа в плотные слои атмосферы, и такое часто проделывается", - заметил он.

Среди научных приборов, установленных на борту АМС, есть и небольшой контейнер с микробами, предоставленный Планетарным обществом США с целью проверить, удастся ли им выжить в путешествии до Марса и обратно, которое, как планировалось, должно было занять 34 месяца. "Мы пока не думаем, что на нашем эксперименте стоимостью 500 тыс долларов уже можно поставить крест, - отметил представитель этой неправительственной организации Брюс Беттс. - Все остается еще в подвешенном состоянии".