Ученые соберут пробы почвы и шерсти оленей на маршрутах выпаса животных на Ямале

Исследование поможет рассчитать продуктивность пастбищ и оценить риски перевыпаса

ЕКАТЕРИНБУРГ, 17 марта. /ТАСС/. Ученые Тюменского государственного университета (ТюмГУ), Научного центра изучения Арктики и департамента по науке и инновациям Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) планируют взять пробы почвы и шерсти оленей для определения содержания тяжелых металлов. Это произойдет в ходе экспедиции по наиболее эксплуатируемым оленеводческим маршрутам региона, где выпасается крупнейшее в мире одомашненное стадо северного оленя - более 770 тыс. животных. Цель исследования - рассчитать продуктивность и безопасность пастбищ, а также спрогнозировать риски перевыпаса, сообщили в пресс-службе Научного центра изучения Арктики.

"На Гыданском полуострове проходит уникальная экспедиция. Ученые центра выполнят традиционные исследования здоровья кочевого населения, соберут пробы почвы, лишайников, шерсти оленя и биологического материала человека для определения содержания тяжелых металлов, измерят радиационный фон в местах выпаса оленьих стад", - сказали там.

По словам ученых, значимость экспедиции в том, что специалисты изучают проблемы оленеводства, сохранения продуктивности пастбищ, здоровья и социального благополучия населения Тазовского района. "Ученые планируют разработать методику оценки оленьих пастбищ в зимний период, рассчитать их продуктивность и спрогнозировать риски перевыпаса", - уточнили в пресс-службе.

Заместитель директора Научного центра изучения Арктики, доктор медицинских наук Андрей Лобанов отметил, что ученые будут работать по наиболее эксплуатируемым оленеводческим маршрутам в Тазовской, Находкинской, Мессояхинской, Антипаютинской, Танамской и Гыданской тундрах.

"Такой ее формат открывает новую страницу круглогодичных полевых исследований в автономном округе", - добавил он.

Ранее сообщалось, что деградация тундровых экосистем является экологической и социльно-культурной проблемой для региона. По заказу властей Институт экологии растений и животных УрО РАН проводит геоботаническое обследование оленьих пастбищ лесотундры и южной тундры Ямала, результатом которого должны стать карты их хозяйственной оценки и сведения о предельной численности оленей. Ученые отмечают, что для восстановления выбитых ягельных пастбищ понадобится не менее 50 лет, так как из-за избытка поголовья оленей запасы трав снизились вдвое. Перевыпас также мог стать одним из факторов распространения сибирской язвы, которая была зафиксирована в июле-августе 2016 года на Крайнем Севере впервые за 85 лет.