Физики получат антивещество на коллайдере FAIR в Германии в 2020-х годах

По словам научного директора FAIR, проект выйдет на проектную мощность в 2025 году

НОВОСИБИРСК, 13 декабря. /ТАСС/. Строящийся в Германии исследовательский ускорительный комплекс FAIR, который называют вторым Большим адронным коллайдером, получит возможность создавать антивещество в 2020-х годах. Об этом сообщил журналистам в Новосибирске научный директор FAIR, академик РАН Борис Шарков.

"Будет такая возможность, поскольку в нашем проекте антивещество не только ускоряется до колоссальных скоростей, но также и может быть заторможено и сохраняться в специальных ловушках, где могут создаваться атомы и молекулы антивещества", - сказал ученый.

По его словам, FAIR выйдет на проектную мощность в 2025 году. Комплекс ориентирован на решение широкого спектра научных задач, таких как, например, моделирование условий создания тяжелых химических элементов при вспышках сверхновых, исследование состояния вещества в первые моменты после Большого взрыва, исследование электромагнитных полей и плазмы, а также моделирование воздействия космического излучения на биологические организмы.

Антивещество - вещество, состоящее из античастиц, стабильно в природе не образующееся. Структура его, как показали эксперименты, идентична структуре вещества.

FAIR и Стандартная модель

FAIR - ускорительный комплекс, создаваемый в Германии на базе Центра по изучению тяжелых ионов имени Гельмгольца. Как ранее сообщалось, он создается с расчетом на поиск в физике элементарных частиц процессов, выходящих за рамки Стандартной модели (теоретическая модель, описывающая взаимодействие всех элементарных частиц). В реализации проекта участвуют 15 стран, в том числе Россия. Стоимость проекта оценивается в 1 млрд рублей.

Стандартная модель - теория строения и взаимодействия элементарных частиц, лежащая в основе соответствующего раздела физики. Согласно ей, процесс формирования любого вещества можно описать как взаимодействие набора элементарных частиц - 6 лептонов, 6 кварков и 12 соответствующих им античастиц. Все они были обнаружены экспериментально. Последнюю - бозон Хиггса - удалось детектировать в 2012 году с помощью Большого адронного коллайдера.

Однако, как показали исследования последних лет, Стандартная модель не описывает всех физических процессов. Сегодня ученые во всем мире нацелены на поиск новых явлений, выходящих за рамки Стандартной модели.