Все новости

В вузах и НИИ оценили реформы Ливанова: встряска, бюрократизация и сложности с РАН

"По сути, управление этой системой науки было в некоторой степени потеряно из-за таких резких, революционных преобразований", - пояснил Николай Похиленко

ТОМСК, 19 августа. /ТАСС/. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов покидает свой пост, его сменит замначальника управления администрации президента по общественным проектам Ольга Васильева.

Опрошенные ТАСС представители научного и вузовского сообщества в регионах по-разному оценивают итоги работы министра и его команды. Одни считают, что ему удалось в хорошем смысле "встряхнуть" систему, добиться адресности финансирования и развить сильные вузы. Другие указывают, что реформы привели к росту бюрократии, несправедливому распределению средств между сильными и отстающими вузами, а ряд нововведений, в том числе реформа РАН, вообще не был воспринят, в том числе из-за отсутствия диалога с сообществом.

Встряска системы

Ректор Южного федерального университета Марина Боровская заявила ТАСС, что система образования России, когда ей руководил Ливанов, получила необходимую встряску, и эффект от этого будет наблюдаться еще долго. По ее словам, при Ливанове появились мониторинг работы и система показателей вузов.

"Во-первых, это переход на госзадание, появление адресного финансирования. Сейчас система сетевых образовательных программ очень расширилась. Десять федеральных университетов, которые созданы в стране, организовали достаточно хороший пул сетевых программ, возможностей обмена - эти эффекты мы будем долго наблюдать, они были заложены именно Дмитрием Викторовичем и его командой", - отметила ректор.

"За четыре года Ливанову удалось очень возбудить вузовское сообщество. Сейчас системе необходима женская рука. Может, что-то поправить, отрегулировать, посмотреть, как получилось", - добавила Боровская.

Ректор Московского городского педагогического университета, заместитель Ливанова в 2011-2013 годах Игорь Реморенко подтвердил слова коллеги из Ростова в части адресности финансирования. "Каким-то образом все разработки, которые Академия наук ведет, стали осмысливаться с точки зрения их применимости и полезности, мне кажется, это важно, с точки зрения как самого научного сообщества, так и промышленности", - сказал он.

Реморенко подчеркнул, что лучшими реформами Ливанова стали реорганизация Российской академии наук (РАН) и сокращение числа вузов. По его мнению, за последние пару лет сильно выросло качество образовательных программ, качество обучения в вузах в целом также растет.

"Что касается реформы РАН, то она была назревшей, и чтобы осмыслить ее, еще нужно время, но то, что она стала существенная подвижкой в лучшую сторону, сказать нужно", - отметил ректор.

Попытка Министерства образования и науки РФ при Дмитрии Ливанове сделать университеты исследовательскими центрами оказалась неудачной. Взаимодействие министерства с академией наук в целом было непростым. Такое мнение в беседе с корреспондентом ТАСС в пятницу высказал зампредседателя Сибирского отделения РАН, директор Института геологии и минералогии СО РАН, академик РАН Николай Похиленко.

"К сожалению, я не могу сказать, что во взаимоотношениях академии наук и министерства все было гладко, в том числе в контексте реформы (РАН - прим. ТАСС). Перенести науку в университеты не удалось. Об этом свидетельствуют публикации - она осталась в научных институтах, а по факту использовались только деньги, которые выделялись университетам. На полученные университетами гранты все делалось в институтах", - сказал Похиленко.

Он отметил, что революционное реформирование не пошло российской науке на пользу. "По сути, управление этой системой науки было в некоторой степени потеряно из-за таких резких, революционных преобразований", - пояснил собеседник агентства.

В то же время, добавил он, академии наук удалось наладить взаимодействие с ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) России, и руководство агентства многое сделало, чтобы пойти навстречу ученым. В частности, был создан научно-координационный совет при ФАНО (Похиленко входит в этот совет - прим. ТАСС), целью которого является взаимодействие агентства с РАН для коллегиального принятия решений.

Похиленко не стал давать прогнозов относительно дальнейшей политики Минобрнауки РФ после смены руководителя. "Подождем первых заявлений Ольги Васильевой, там что-то можно будет понять", - добавил он.

"Мы ждем диалога"

Председатель комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН, член консультативного научного Совета фонда "Сколково" Валерий Черешев, в свою очередь, заявил, что представители науки и образования ждут от нового министра диалога и разумной коррекции реформы РАН и образования.

"Представители науки и образования ждут от нового министра существенной коррекции реформы РАН и образования. В первую очередь, мы ждем диалога. Не просто диалога, который идет сейчас и шел прежде, а чтобы мнение ученых слышали и учитывали. Нужны взвешенные и взаимопонятные учеными и министерством решения, постановления и законы", - сказал он.

К негативным итогам деятельности Ливанова академик отнес деформирование образования через ЕГЭ, а также науки - через "неуклюжую реформу".

"Что касается ЕГЭ, то это вообще наиболее критикуемая широкой общественностью позиция. Оценка качества образования у учеников только по тестам ЕГЭ, как нам кажется, необъективна. ЕГЭ - промах не только Ливанова, у его истоков стоял и его предшественник Фурсенко. Предлагалось изначально комбинировать ЕГЭ с устным разговором, чтобы понимать, кто перед вами", - напомнил академик.

По его мнению, "какие-то подвижки по русскому языку, по истории последнее время все-таки начали осуществляться".

По словам Черешнева, Ливанов и Голодец были в числе тех, кто стоял у истоков реформы Российской академии наук. "Во всяком случае, главными проводниками были они. Реформа вызвала серьезное волнение, непонимание, отторжение, раздражение в академической среде. В обществе не поняли и не приняли этих реформ", - сказал Черешнев.

О необходимости диалога говорит и ректор Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Юрий Сколубович. "Считаю, что основной состав, который влияет на уровень образования и осуществление любых реформ - это, конечно, ректоры, и с ними нужно работать более плотно. Слишком редки были встречи напрямую, мало обсуждались острые вопросы. Я бы хотел, чтобы новый руководитель именно на это обратил внимание", - сказал ректор ТАСС.

Он отметил, что до прихода Ливанова на пост министра такие встречи с ректорами проводились чаще и были более доброжелательными.

Вузы против бюрократии

Вместе с тем ряд опрошенных ТАСС представителей системы образования обратил внимание на ряд проблем, появившихся в последнее время. Например, завкафедрой дореволюционной отечественной истории Кубанского государственного университета Валерий Ратушняк раскритиковал реформу образования, которая, по его мнению, "сводится к тому, чтобы "напихать" в учителя и преподавателя высшей школы ненужной документации".

"Бесконечное изменение программ - в этом году так, через год они меняются и при этом требуют рабочие программы, фонды проверок, лицензии, аннотации на 40 страниц и прочее. Тому же вузовскому работнику, собственно, некогда даже научной работой заниматься", - сказал он.

"Они делают вузы рыночным объектом и субъектом, но образование всегда датировалось на все времена. В Японии решают вопрос о бесплатном образовании, этот же вопрос (обсуждается) и в Германии. У нас же хотят, чтобы вузы зарабатывали деньги. Я противник этого, как и, думаю, большинство преподавателей", - подчеркнул Ратушняк.

Бывший ректор Томского политехнического университета (ТПУ, 1990-2008 годы), президент Ассоциации инженерного образования России Юрий Похолков также обращает на рост бюрократизации, которая "отбивает охоту к работе". Вместе с тем, говоря о результатах реформ, проводимых ведомством под руководством Ливанова, он отметил, что в последние годы повысилось внимание к ведущим вузам страны, в частности, в рамках программы "5-100" по повышению конкурентоспособности российских вузов в мире.

"Неплохо все получилось, потому что в конечном итоге, например, пара томских вузов вышла на хороший уровень и хорошо финансировались. Нам повезло, мы оказались среди лучших и получали деньги, построили общежитие, бассейн", - пояснил Похолков.

И еще о реформах

Еще одна проблема, обращает внимание ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета, член Общественной палаты РФ Виктор Власов, - в жестком разделении вузов на сильных и слабых, которое произошло при предыдущем министре.

"В этой системе разделили на вузы VIP-овские, середнячков и отстающих. Для этого вводились рейтинги, мониторинги. Однако большинство ректоров, которые относят свои вузы к середнячкам или успешным, но не попавшим в программы "5-100" или национальных исследовательских университетов, - говорят, что просто забыли об этих вузах - как хотите, так и развивайтесь. А таких вузов - большинство", - сказал Власов.

По его словам, в итоге около 500 вузов вынуждены зачастую "выживать". "Но в целом система образования развивалась, и предыдущий министр был из высшей школы, по крайней мере, он понимал процессы, которые здесь происходят", - резюмировал он.

Назначение Ольги Васильевой

Ранее в пятницу председатель российского правительства Дмитрий Медведев предложил президенту РФ Владимиру Путину назначить замначальника управления президента по общественным проектам Ольгу Васильеву министром образования и науки РФ. По его словам, это позволит интенсифицировать работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования. Путин согласился с этим предложением. Дмитрий Ливанов, возглавлявший министерство до этого времени, станет спецпредставителем президента по торгово-экономическим связям с Украиной.