Ученые нашли в Азии орудия, предположительно, древнее обнаруженных ранее в Европе

Древние артефакты были найдены в апреле-мае этого года недалеко от небольшого городка Анкхе в провинции Зялай во Вьетнаме

НОВОСИБИРСК, 6 июня. /ТАСС/. Группа сибирских ученых обнаружила в небольшом городке во Вьетнаме рубящие орудия древнего человека (Homo erectus), предположительный возраст которых может составлять от 800 тыс. до 1 млн лет. Если датировка подтвердится, они окажутся древнее найденных ранее в Европе орудий более чем на 300 тыс. лет, сообщил ТАСС завотделом охранно-спасательной археологии Института археологии и этнографии СО РАН Александр Цыбанков.

"Европейский ашель (Ашельская культура - прим. ТАСС) - это 500-600 тыс. лет до н.э. Наша находка показывает, что на Востоке материалы древней ашельского западного варианта. Это пока гипотеза, но есть основания так считать. Когда мы датируем, это будет основанием сказать, что наши рубящие орудия древнее", - сказал собеседник агентства.

Древние артефакты, позволившие выдвинуть такую гипотезу, были найдены в апреле-мае этого года недалеко от небольшого городка Анкхе в провинции Зялай во Вьетнаме. Раскопки продолжались более двух лет и будут продолжены.

Используемый в археологии радиоуглеродный анализ не позволяет датировать артефакты старше 55 тыс. лет. Сделать предположение о возрасте орудий позволили найденные в том же слое оплавленные куски стекла, предположительно, метеоритного происхождения - тектиты. Ранее в этих местах уже находили тектиты возрастом от 750 тыс. до 1 млн лет. Так как образовываются они крайне редко, можно с уверенностью предположить, что возраст соседствовавших с артефактами тектитов тот же. Точно это предстоит установить в Геологическом институте РАН в Москве.

О древности артефактов говорят также геологические особенности их залегания и даже внешний вид. Ближайшие по возрасту орудия древних людей ранее были обнаружены в Китае (культура Байсэ). Их возраст оценивается примерно в 800 тыс. лет до н.э., но датировка менее точная. "Если сравнивать их с китайскими, то они очень похожи, близки. Пока это гипотеза, но наши орудия могут быть даже древнее. Поскольку у них там только бифасы (более продвинутая техника двусторонней обработки), а у нас есть еще и унифасы (односторонняя обработка)", - уточнил ученый.

По версии археологов, древние представители Homo erectus ("человек прямоходящий") около 1 млн лет назад пришли в Азию из Африки.