В Севастополе выяснят опасность для Черного моря затонувших 100 лет назад кораблей
Заведующий научно-исследовательской лабораторией Севастопольского госуниверситета Виктор Вахонеев отметил, что уже подготовили теоретическую базу, собрав данные об известных кораблекрушениях, разработав план работ на первом этапе
СЕВАСТОПОЛЬ, 8 июля. /ТАСС/. Ученые в Севастополе приступили к масштабному проекту по поиску и оценке состояния кораблей и судов, затонувших в начале ХХ века в Черном море, на борту которых потенциально могут оставаться нефтепродукты. Об этом сообщил ТАСС заведующий научно-исследовательской лабораторией "Междисциплинарные исследования прибрежной зоны" Севастопольского госуниверситета Виктор Вахонеев.
"Теме экологической безопасности в Черном море, в том числе предотвращению нефтяных загрязнений, сейчас уделяется большое внимание. И не случайно - все мы видели последствия разлива мазута этой зимой. Но на дне моря покоится несколько десятков военных кораблей и гражданских судов, в том числе танкеров, затонувших с начала ХХ века. При этом никогда не изучалось, остались ли на них нефтепродукты и в каком объеме - и мы планируем этим заняться", - рассказал Вахонеев.
Он пояснил, что речь идет обо всей акватории моря, а не только о российских территориальных водах. Массовая гибель плавсредств происходила, в первую очередь, в годы Первой мировой и Второй мировой войн.
Собеседник подчеркнул, что на сегодняшний день системная работа по идентификации, мониторингу и оценке риска, исходящего от таких судов, не ведется. А между тем, прецеденты выброса нефтепродуктов из них уже имеются - например, в 2018 году за несколько дней из судна Mopang, затонувшего в 1921 году у берегов Болгарии, произошла утечка примерно 100 тонн нефти, пятно растянулось на 2 км вдоль берега и до 400 м в ширину.
Он подчеркнул, что Черное море для таких катастроф более уязвимо, чем многие акватории, так как является замкнутым, имеет замедленные процессы самоочищения и специфическую гидрологическую структуру. Однако, решение вопроса с потенциально опасными затонувшими судами требует системного подхода и комплексного изучения специалистами по подводной археологии, геохимии, гидродинамическому моделированию, а также выработки нормативных протоколов обращения с такими объектами.
"Мы уже подготовили теоретическую базу, собрав данные об известных кораблекрушениях, разработав план работ на первом этапе. Начать изучение мы планируем с подводных лодок, кораблей и судов, находящихся в непосредственной близости от Севастополя - сейчас заявка на финансирование экспедиции в 2026 году на рассмотрении в Минобрнауки РФ", - добавил Вахонеев.