ТОКИО, 6 октября. /Корр. ТАСС Алексей Заврачаев/. Исследование нейтрино и доказательство наличия у него массы поменяло представление о космосе. Такое мнение выразил сегодня японский ученый, лауреат Нобелевской премии по физике 1973 года Лео Эсаки, комментируя присуждение премии за 2015 год его соотечественнику Такааки Кадзите.
"Нейтрино - это по сути базовые космические частицы. Исследование, которое помогло доказать наличие у них массы полностью поменяло представление человечества о космосе. Благодаря этому стало возможным их применение в исследовательских целях на Земле", - приводит его слова телеканал Эн-эйч-кей. "Японские физики получают почетную награду по физике второй год подряд, и это становится хорошей традицией", - отметил он.
Ранее Нобелевская премия по физике 2015 года была присуждена Такааки Кадзите (Япония) и Артуру Макдональду (Канада) за доказательство нейтринных осцилляций и того факта, что у нейтрино есть масса.
"Я очень рад, однако я пока полностью не осознал, что произошло. Это не то исследование, которое сразу оказалось полезным. Однако я считаю, что оно помогло расширить горизонты для жителей Земли", - заявил на пресс-конференции в Токио Такааки Кадзита. "Такое исследование невозможно провести одному. Я благодарю всех, кто участвовал в этом проекте, а это более 100 человек", - отметил он.
С присуждением почетной награды Кадзиту поздравили государственный министр по науке и технологиям Сунъити Ямагути и министр образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии Хакубун Симомура. "Япония продемонстрировала уровень своих научных исследований, и это нашло признание за рубежом. Впервые космическими лучами начал заниматься Косиба Масатоси, а Такааки Кадзита успешно продолжил его начинания", - заявил Симомура.
Применение космических лучей
Нейтрино - элементарная частица, которая "отвечает" за одно из четырех фундаментальных взаимодействий, а именно за слабое взаимодействие. Оно лежит в основе радиоактивных распадов.
Указания на существование нейтринных осцилляций в измеренных потоках солнечных нейтрино существовали давно, но экспериментально явление открыли только через 40 лет на нейтринном детекторе Супер-Камиоканде /Super-Kamiokande/ в Японии. Группой исследователей руководил один из нынешних лауреатов Такааки Кадзита.
В настоящее время в Японии активно применяются технологии с использованием космических лучей. В частности, недавно специалисты из университета Нагоя при помощи метода улавливания мюонов /элементарных частиц, которые образуются при попадании лучей космической радиации в земную атмосферу - прим. ТАСС/ "просветили" насквозь первый и второй реактор аварийной АЭС "Фукусима-1". В результате, они пришли к выводу, что большая часть находившегося там ядерного топлива расплавилась и, предположительно, находится на дне защитной оболочки, что затрудняет операцию по его извлечению.
Второй год подряд
Такааки Кадзита - японский физик, получивший известность благодаря своим исследованиям нейтрино /частицы с очень малой массой и без электрического заряда, постоянно пронизывающие Землю/. Кадзита родился в 1959 году в префектуре Сайтама. В 1981 году он закончил научный факультет Университета Сайтама, а в 1986 году получил степень доктора в Токийском университете. После этого он начал работать в Центре изучения космических частиц при Токийском университете, где и стал изучать потоки космических лучей вокруг Земли. Он стал 24-м японцем, удостоенным Нобелевской премии. В понедельник его соотечественнику, профессору Сатоси Омуре была присуждена эта престижная награда в области физиологии и медицины.
Японские физики получают Нобелевскую премию по физике уже второй год подряд. В прошлом году лауреатами стали Исаму Акасаки, Хироси Амано и Сюдзи Накамура за изобретение эффективных синих светодиодов /LED/. Как говорилось в мотивации решения Нобелевского комитета, "лауреаты изобрели новый энергосберегающий и экологичный источник света - синий светодиод (LED). Он дает новые возможности для получения белого света, являющиеся более устойчивой и эффективной альтернативой старым источникам света".