Для модернизации законсервированного в Чили российского телескопа нужно 50 млн рублей

Средства требуются для оснащения телескопа комплексом светофильтров и другой аппаратурой

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 19 августа. /Корр. ТАСС Наталия Михальченко/. На российском телескопе, установленном в Чили на горе Эль-Робле и законсервированном около 15 лет назад, заменили алюминиевое покрытие. Об этом корр. ТАСС сообщил замдиректора по научной работе Главной (Пулковской) астрономической обсерватории РАН Александр Девяткин.

"Часть восстановительных работ на нашем телескопе в Чили выполнена. Силами чилийских коллег проведена операция по алюминированию зеркала телескопа", - сказал он, не уточнив объем потраченных на это средств.

Замена алюминиевого покрытия позволяет значительно улучшить качество получаемого изображения. Такая процедура время от времени нужна всем оптическим телескопам. При этом, чтобы объект был вновь готов к работе, нужно еще заменить его приводы, установить ПЗС-матрицу, сохраняющую полученные изображения в цифровом формате. На эти цели требуется 9 млн руб. "Возвращение работоспособности - это "программа минимум". Для оснащения телескопа современной аппаратурой, в том числе комплексом светофильтров, нужно в общей сложности 50 млн руб.", - уточнил собеседник агентства.

Предполагалось, что в 2015 году эти работы будут осуществлены и телескоп заработает. Однако, на эти цели не были выделены средства. Вернуться к наблюдениям мешает также отсутствие подписи ректора Чилийского университета под двусторонним договором о сотрудничестве (телескоп установлен в университетской обсерватории), несмотря на выработанную российскими и чилийскими учеными "дорожную карту" восстановления телескопа. "Не исключаю, что первопричина - в недофинансировании с нашей стороны. Чилийские коллеги не видят от нас явных сигналов, что мы готовы начать работу", - предположил Девяткин.

История телескопа

Двухменисковый телескоп АЗТ-16 был изготовлен в 1964 году на ЛОМО, доставлен и смонтирован в Чили, на наблюдательной станции Пулковской обсерватории на горе Эль- Робле. Телескоп был последним и лучшим детищем советского инженера Дмитрия Максутова и предназначался для построения точной системы координат в навигационных целях. Он обладает уникальными обзорными возможностями, а также за две недели может выполнить полный обзор неба Южного полушария.

Советские ученые работали на телескопе Максутова до 1973 года, когда они вынуждены были покинуть Чили из-за военного переворота. Работу продолжили чилийские коллеги. Ведущий астроном Чили Хосе Маса с его помощью открыл более 100 сверхновых звезд, что к моменту прекращения работы на телескопе в 2000-х годах составляло половину всех сверхновых, обнаруженных астрономами мира. Затем телескоп был законсервирован из-за того, что прекратилось производство стеклянных фотопластинок, на которые он экспонировал изображения галактик.

Продолжение