Все новости

"Светофорная" маркировка по пользе снизит траты на здравоохранение в РФ

В частности, введение акциза на сладкие напитки в странах Западной Европы привело к снижению их потребления на 12-15%, уменьшению частоты развития диабета и снижению расходов на здравоохранение на $17 млрд

ТАСС, 22 августа. Российские экономисты предложили ввести обязательную "светофорную" маркировку полезности продуктов питания для того, чтобы уменьшить частоту развития сахарного диабета второго типа и тем самым снизить ежегодные расходы на его лечение, которые сейчас превышают 500 млрд рублей. Об этом сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

"В России маркировка "светофор" - пока добровольный и не очень распространенный проект. При этом проведенные в Эквадоре исследования показали, что использование данной маркировки способно стимулировать детей и подростков к потреблению полезных для здоровья продуктов. Исследователи из Японии также зафиксировали значительно более здоровый выбор блюд студентами после отображения подобных этикеток в меню", - пояснила научный сотрудник Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ Кристина Четаева, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Эксперты, в том числе специалисты факультета экономических наук НИУ ВШЭ, пришли к такому выводу при всестороннем изучении различных подходов, которые используются множеством стран мира для метода увеличения популярности потребления здоровых продуктов. В их число, помимо пропаганды полезной пищи и наглядной демонстрации ее плюсов, входят различные экономические меры и административное регулирование.

Проведенный исследователями анализ показал, что во многих случаях эти меры, а также их комбинации, значительным образом улучшили ситуацию с качеством питания населения и при этом они позволили сократить расходы на здравоохранение. В частности, введение акциза на сладкие напитки в странах Западной Европы привело к снижению их потребления на 12-15%, уменьшению частоты развития диабета и снижению расходов на здравоохранение на $17 млрд.

Аналогичным образом, административные меры, нацеленные на запрет на открытие новых точек фаст-фуда в Лос-Анджелесе привели к снижению доли лиц с ожирением на 3% и уменьшению доли больных диабетом на 2% в течение семи лет после введения. В свою очередь, введение маркировки продуктов питания в зависимости от их калорийности и полезности привело к изменению пищевых привычек у 50% жителей Чили и к 24% снижению потребления сладких напитков в Уругвае.

Часть из этих мер уже реализуется в России. К примеру, введение акциза на сладкие напитки в РФ в 2023 году позволило снизить содержание сахара во многих подобных продуктах примерно в два раза, а фастфуд сейчас облагается повышенной ставкой НДС. Дополнение этих мер "светофорной" маркировкой продуктов питания, как считают экономисты, дополнительно оздоровит рацион питания россиян и тем самым снизит расходы на лечение диабета и сопутствующих ему болезней, на борьбу с которыми сейчас тратится около 1% ВВП страны.

Теги