В МАИ разрабатывают траекторию возвращения космонавтов с Луны с остановкой на орбите Земли
Благодаря более плавному перелету аппараты будут тратить меньше топлива и смогут взять с собой больше полезной нагрузки, рассказали в институте
МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Ученые Московского авиационного института (МАИ) предложили возвращать российские пилотируемые корабли с Луны не напрямую, как это делали американцы во время лунных экспедиций, а с промежуточной остановкой на орбите Земли. Это может быть будущая Российская орбитальная станция, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза.
"За счет аэродинамического маневра корабль, достигнув верхних слоев атмосферы Земли, выйдет из них, словно камушек, скачущий по воде. Это позволит погасить скорость аппарата со второй космической - 11 км/с, до скорости искусственного спутника Земли - 8 км/c. На этой скорости и состоится стыковка с околоземной космической станцией. Мы <...> изучаем, как сильно нагревается аппарат в зависимости от скорости и траектории. В рамках проекта мы одновременно оптимизируем и количество топлива, необходимого для перелета, и вес тепловой защиты, которая используется для того, чтобы обезопасить экипаж при входе в атмосферу", - говорит заведующий кафедрой 601 "Космические системы и ракетостроение" МАИ Алексей Ненарокомов, чьи слова приводятся в сообщении.
По прямой от Луны до орбиты Земли лететь три дня, но в МАИ рассматривают более плавный перелет - до шести суток. Благодаря этому аппараты будут тратить меньше топлива и смогут брать на борт на 15-20 % больше полезной нагрузки. Кроме того, по предложенному маршруту челноки полетят в более щадящем режиме, что позволит сделать их многоразовыми. Также ученые работают над созданием неразрушаемой тепловой защиты аппаратов, что должно повысить надежность челноков нового поколения при возвращении с Луны.
"Одна из проблем многоразовых космических кораблей прошлого поколения, таких как американские шаттлы, заключалась в том, что тепловая защита работала на пределе. Случались аварии, связанные с тем, что защита не выдерживала многократных запусков. В качестве одного из перспективных материалов для тепловой защиты ученые МАИ рассматривают карбид кремния, этот современный композит хорошо противостоит окислению в воздухе. На данном этапе ученые МАИ взаимодействуют с РКК "Энергия" по поводу возможности использования полученных результатов при создании перспективных российских лунных космических кораблей", - уточнили в МАИ.
Российская орбитальная станция (РОС) рассматривается в качестве космического порта для отправки экипажа на перспективную лунную орбитальную станцию. Как сообщал в интервью ТАСС заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия", главный конструктор РОС Владимир Кожевников, срок запуска первого, научно-энергетического модуля планируется на конец 2027 года, узлового, шлюзового, базового и целевого модулей -- на 2028-2030 годы.