Арктический плавучий университет вышел из Архангельска на Новую Землю
Участники экспедиции надеются, что в этом году льды не помешают провести исследования в полном объеме
АРХАНГЕЛЬСК, 23 июня. /ТАСС/. Экспедиция Арктического плавучего университета (АПУ-2023) на научно-экспедиционном судне "Профессор Молчанов" в пятницу вышла из Архангельска к Новой Земле, передает с борта судна корреспондент ТАСС. Запланированы работы на севере архипелага как со стороны Баренцева, так и Карского моря, а также на островах Колгуев и Вайгач.
Арктический плавучий университет - совместный проект Северного Арктического федерального университета (САФУ) и Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС). Экспедиции АПУ проводятся с 2012 года.
"По ледовой обстановке сейчас ситуация относительно благоприятная. Маршрут охватывает северную часть Баренцева и Карского морей, северную часть архипелага Новая Земля, планируется провести океанологический разрез от севера Новой Земли до Земли Франца-Иосифа (ЗФИ), - рассказал ТАСС руководитель экспедиции Александр Сабуров. - В этом году была относительно теплая зима. И уже сейчас чистая вода - больше середины пути между ЗФИ и северной частью Новой Земли. Мы надеемся, что в отличие от прошлого года, льды нам не помешают, чтобы полностью провести океанологический разрез".
Разрез - линия точек с закрепленными координатами, в которых проводятся измерения и берутся пробы воды. Разрез от острова Сальм Земли Франца-Иосифа до мыса Желания Новой Земли очень важен и интересен с точки зрения распространения водных масс в Баренцевом море. Желательно выполнять исследования в одних и тех же точках каждый год. В 2022 году "Профессор Молчанов" уперся в сплоченные льды, в связи с чем не удалось дойти до первой запланированной точки, и исследователи приняли решение начать работы несколько южнее.
Прикладные исследования
В этом году в рейсе участвуют сотрудники, аспиранты и студенты из 13 научно-образовательных организаций Архангельска, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Норильска. В рейсе также участвуют трое иностранных студентов - из Молдавии, Болгарии и Турции, они прошли конкурсный отбор по линии Русского географического общества.
Как отметил собеседник агентства, в этом году большое внимание уделяется технологическому направлению. "Проект "Арктический плавучий университет", как и в целом российская наука, находится в очень интересном, важном периоде своего развития, сегодня большой акцент делается на прикладные исследования, - пояснил Сабуров. - Арктика является регионом, который очень требователен к технологичным решениям и разработкам. И в этом году у экспедиции впервые появится несколько направлений работ, которые имеют технологический прикладной характер".
Впервые в ходе экспедиции АПУ специалисты Крыловского государственного научного центра будут проводить измерение собственного подводного шума судна. Техногенный подводный шум классифицируется как загрязнитель моря. Подводные шумы исследовалась в СССР с 1950-х годов. Однако техногенный подводный шум, который исходит от гражданской подводной техники, до сих пор в России никак не нормируется. "Результаты будут использованы в разработке отечественных стандартов по гражданской морской технике", - сказал руководитель экспедиции.
Ученые САФУ впервые изучат, как космическая погода влияет на спутники на приполярных участках низкой околоземной орбиты. За последнее время в космос запускают все больше малых аппаратов, которые летают на низких орбитах. Данные, которые они собирают, не хранятся во внутренней памяти аппарата, а передаются на наземные станции. В приполярных областях на спутники серьезно влияет солнечная радиация.
"Актуальную телеметрическую информацию можно получить, только находясь в приполярных областях, - объяснил Сабуров. - В этом случае Арктический плавучий университет - это отличная платформа для исследования. Будет установлено специальное оборудование, которое будет принимать сигналы. Они будут отрабатываться и по итогам будут разработаны рекомендации, как улучшить конструкцию космических аппаратов, чтобы продлить их срок действия".
Исследователи из северодвинского филиала САФУ будут испытывать подводный аппарат, который можно применять для обследования корпуса судов и фиксации объектов морского дна. Кроме того, в рейсе они опробуют новый метод комплексной технической диагностики состояния судового электропривода. Методика должна помочь понимать и прогнозировать состояние судна.
Исследования ААНИИ
Большую программу исследования в рамках новой экспедиции планирует реализовать команда ученых Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Они изучат почву на предмет загрязнения тяжелыми металлами (Ni, Cu, Zn, Sr, Cd, Pb) и искусственными радионуклидами (цезий 137). Для этого будут отбирать пробы почв, мхов и лишайников по маршруту экспедиции в местах остановок научно-исследовательского судна.
Помимо этого, исследователи планируют наладить поиск холодоусточивых целлюлозоразрушающих бактерий. Полученные штаммы можно будет использовать во вторичной переработке полимерных композитных материалов путем биодеградации - наиболее естественным и экологически безопасным способом, рассказали ТАСС в пресс-службе ААНИИ.
Также специалисты изучат распространение и трансформацию теплой Атлантической водной массы в холодном Баренцевом море и проведут оценку изменения содержания углекислого газа в приводном слое воздуха.
Психология полярной экспедиции
В ходе всего рейса будут проходить психологические обследования участников. В этом году акцент сделан на взаимодействие между полярниками на разных этапах экспедиции, какие аспекты больше всего влияют на их работоспособность и настроение. "Фактор именно взаимодействия с другими участниками экспедиции еще не был исследован, - пояснил Сабуров. - Рекомендации по итогам этих исследований помогут более успешной психологической адаптации людей, которые длительное время находятся в замкнутом пространстве. Например, те же вахтовики или другие экспедиционные группы".
Также участники экспедиции будут искать холодостойкие бактерии, способные разрушать целлюлозу, исследовать особенности накопления морского мусора на полярных островах, изучать растения и животный мир моря и арктических территорий. Планируется, что рейс завершится 14 июля.
В этом году запланирован второй рейс Арктического плавучего университета, он будет проходить с 4 июля по 6 августа на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов". Группа из 17 ученых будет проводить геологические, микробиологические и других исследования на островах Земли Франца-Иосифа, Северной Земли, на Диксоне, а также в районе полярных станций по маршруту следования "Сомова".
Партнерами и спонсорами проекта являются Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики, банк ВТБ, ПАО "Новатэк", ПАО "ГМК "Норильский Никель", Правительство Архангельской области, Русское географическое общество.