В Перми предложили использовать нефтеотходы для строительства дорог в теплых странах
Нефтяные отходы предложили заключать в цементобетон, в котором они потеряют свою токсичность
ПЕРМЬ, 9 апреля. /ТАСС/. Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) предложили использовать нефтеотходы для строительства дорог в теплых странах, сокращая тем самым негативное влияние буровых шламов на окружающую среду, рассказали ТАСС в воскресенье в пресс-службе вуза.
Исследование пермских ученых опубликовали в сборнике конференций "Инженерное обеспечение в реализации социально-экономических и экологических программ АПК". Работу выполнили в рамках программы академического стратегического лидерства "Приоритет-2030".
"Зачастую благоприятные для выращивания растений сельскохозяйственные земли совпадают с нефтяными месторождениями. При разработке скважин образуются отходы - буровые шламы, которые негативно влияют на объекты окружающей среды, в том числе на почвенный плодородный слой. Нефтяные отходы предложено заключать в цементобетон, в котором они потеряют свою токсичность. Данный материал идеально подходит для использования в регионах с жарким климатом, поскольку именно при положительных температурах стройматериал будет долгие годы сохранять свою прочность. В частности, измельченные нефтяные отходы можно добавлять в цементобетон, из которого строят дороги", - сообщили в университете.
По словам аспиранта кафедры "Охрана окружающей среды" ПНИПУ Антона Власова, в качестве образцов для исследования отобрали буровой шлам из нефтяных месторождений Оренбургской области. Цементобетон получили путем смешения смесей с разными содержаниями цемента - 24%, бурового шлама - 76%, жидкого реагента 2% сверх 100% смеси и необходимого количества воды. Приготовленный и застывший раствор и испытывали на прочность и сжатие.
"Цементобетон с большим процентом бурового шлама в основе показал высокие характеристики и согласно ГОСТ 23558-94 имеет марку прочности М20, но имеет недостаточные свойства морозостойкости поэтому его применение рекомендуется только в странах с круглогодичной положительной температурой", - сказал профессор кафедры автомобилей и технологических машин, доктор технических наук вуза Константин Пугин.
В 2021 году ПНИПУ стал обладателем гранта "Приоритет-2030" в размере 100 млн рублей. "Приоритет-2030" является самой масштабной в истории России программой государственной поддержки и развития высших учебных заведений, цель которой - формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных университетов - центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Всего комиссия Минобрнауки России включила в эту программу 106 вузов из 49 городов страны, из них 60% - региональные университеты.