Ученые России впервые в мире исследовали здоровье популяции белой чайки

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 31 марта. /ТАСС/. Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) провели комплексные исследования популяции белой чайки, которая выступает важным индикатором состояния экосистемы в Арктике. Впервые в мировой практике удалось изучить состояние их здоровья, сообщила журналистам в пятницу ведущий научный сотрудник Лаборатории "Арктик-шельф" ААНИИ Мария Гаврило.

"Впервые в мировой научной практике мы проанализировали образцы крови и аномалии в клеточном ядре эритроцитов белых чаек. Полученные данные показали, что самки этого вида испытывают гораздо большую стрессовую нагрузку, чем самцы. С чем это связано нам еще предстоит разобраться", - рассказала Мария Гаврило.

Белые чайки - это арктический эндемик, по многим наблюдениям она считается самой северной из всех птиц. Ее ареал обитания - островные области от Канадского Арктического архипелага до Карского моря и Северной Земли. При этом большая часть гнезд чайки расположена в российской части Арктики, в Карско-Баренцевоморском регионе.

Из-за изменений климата и активного освоения Арктики, отметили в пресс-службе ААНИИ, популяции белых чаек стали сокращаться. Их численность, состояние здоровья и изменения в поведении составляют важные сведения, из которых можно делать выводы о состоянии экосистемы Арктики и влияния на нее внешних факторов.

Работы по исследованию белых чаек специалисты ААНИИ провели во время полевых сезонов 2020 и 2022 годов на острове Визе на севере Карского моря. Для этих исследований белых чаек впервые использовали GPS-трекеры. Они показали, что в поисках добычи в ледовитых водах чайки могут удаляться на несколько десятков километров от колонии.

Ученые отмечают, что в 2020-м году одновременно в четырех крупнейших колониях белой чайки в Карском море был отмечен полный неуспех гнездования - за сезон не вылупилось ни одного птенца. Это связано с дефицитом кормовых ресурсов. В целом в шести колониях, находящихся под наблюдением последние полтора десятка лет, общая численность чаек в сезон 2020 года была наименьшей за весь период наблюдений. Дальнейшая обработка собранных учеными данных позволит разработать мероприятия по сохранению находящейся под угрозой популяции белой чайки.