Инъекции пуповинной крови могут привести к ремиссии ВИЧ

После трансплантации пациентка из Нью-Йорка находится в ремиссии более четырех лет

ТАСС, 16 марта. Медики из США выяснили, что инъекции пуповинной крови могут привести к ремиссии ВИЧ. Команда провела успешный эксперимент, применив такой метод лечения к пациентке из Нью-Йорка с вирусом иммунодефицита и лейкемией - ей сделали инъекции клеток из пуповинной крови, полученных от донора с мутацией в гене CCR5. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Cell.

По словам исследователей, эпидемия ВИЧ отличается расовым разнообразием: цветным людям или представителям другой расы редко удается найти подходящего взрослого донора, не связанного родственными узами. Это связано с тем, что только у 1% светлокожих людей встречаются полезные мутации CXCR4 и CCR5. В других популяциях они встречается еще реже, что ограничивает возможность трансплантации стволовых клеток цветным пациентам.

По причине того, что пациентка была представителем смешанной расы в 2017 году команда решила пересадить ей CCR5-несущие стволовые клетки из пуповинной крови. Ученые предположили, что это поможет вылечиться от ВИЧ и лейкимии одновременно. Чтобы увеличить шансы на успех, клетки пуповинной крови ввели совместно со стволовыми клетками одного из родственников женщины. Трансплантация привела к ремиссии обоих заболеваний и длится более четырех лет. Исследователи отметили, что через 37 месяцев после пересадки пациентка смогла прекратить прием антиретровирусных препаратов, а также через 30 месяцев после окончания лечения ее статус ВИЧ-отрицателен.

Первые случаи излечения от ВИЧ

Сейчас полностью излеченным от ВИЧ медики признают лишь трех человек на Земле, которых называют "берлинским", "лондонским" и "дюссельдорфским" пациентами. Первыми двумя являются американец Тимоти Браун и венесуэлец по имени Адам Кастильехо, а третьим - пока анонимный 53-летний житель Германии.

Их неуязвимость к вирусу связана с тем, что они получили костный мозг от донора, чей геном содержал мутации в генах CXCR4 и CCR5, лишающие ВИЧ возможность атаковать иммунные клетки человека или же значительно замедляющие его распространение. Носители некоторых таких вариаций генов не всегда избавляются от вируса, но они почти всегда предотвращают развитие иммунодефицита.