10 МАР, 12:26

Визуальный и звуковой шум может влиять на скорость чтения, а не на понимание текста

Исследователи надеются, что последующие эксперименты помогут понять, какие условия лучше всего подходят для работы, учебы и отдыха

МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Российские нейрофизиологи и лингвисты проследили за действием визуального и звукового шума на человека при чтении текста и обнаружили, что эти помехи не мешают полностью воспринимать читаемое, но при этом влияют на скорость чтения. Это открытие ставит под сомнение устоявшиеся теории о влиянии шума на сознание, сообщила в пятницу пресс-служба НИУ ВШЭ со ссылкой на исследование в журнале PLoS One.

"Мы впервые проследили за тем, как звуковой шум в виде неразборчивых разговоров, а также визуальный шум в виде случайных слов, появлявшихся на экране, влиял на восприятие текста мозгом добровольцев. Нас интересовало то, заставляют ли помехи людей воспринимать прочитанное более поверхностно. Проведенные нами наблюдения показывают, что ни тот, ни другой тип помех не ухудшил восприятие текста, но при этом они повлияли на скорость чтения", - пишут исследователи.

Нейрофизиологов давно интересует, как различные формы шума влияют на восприятие информации из окружающей среды по разным каналам передачи сведений. Некоторые формы помех, как считает часть ученых, могут снижать внимательность человека или заставлять его более поверхностно воспринимать информацию, что может негативно отражаться на успеваемости, производительности труда или нести угрозу для жизни на опасной работе.

Группа российских нейрофизиологов и лингвистов под руководством Анастасии Лопухиной, научного сотрудника НИУ ВШЭ, впервые изучила то, как меняется восприятие человека во время чтения текстов при разном уровне звукового и визуального шума. Для проведения этих опытов ученые заручились поддержкой 70 россиян в возрасте от 20 до 40 лет, согласившихся принять участие в эксперименте.

Шум и сознание

Во время этих опытов исследователи усаживали добровольцев за компьютер, оснащенный устройством для отслеживания движения их глаз, и просили их прочитать набор предложений с причастным оборотом, который в некоторых случаях содержал в себе смысловые ошибки. Добровольцы должны были уловить эти ошибки и рассказать о них организаторам эксперимента.

В некоторых случаях это им мешал сделать фоновый звуковой шум или различные слова и выражения, которые случайным образом выводились на экран во время чтения предложений. По задумке исследователей и в соответствии с некоторыми популярными теориями в нейролингвистике эти помехи должны были заставить добровольцев воспринимать текст более поверхностным образом, в результате чего они могли были реже замечать смысловые ошибки внутри предложений.

Наблюдения показали, что эта идея не корректна - добровольцы одинаково часто замечали смысловые ошибки как при отсутствии любых форм шума, так и при их наличии. При этом ученые обнаружили, что звуковой шум заставлял участников читать текст медленнее, тогда как визуальный шум, наоборот, ускорял процесс чтения.

Подобные результаты опытов, как считают Лопухина и ее коллеги, не соответствуют устоявшимся представлениям о влиянии шума на человека, что говорит о необходимости корректировки этих теорий. Последующие эксперименты и наблюдения, как надеются нейрофизиологи и лингвисты, помогут более точно раскрыть влияние шума на работу сознания человека и понять, какие условия лучше всего подходят для работы, учебы и отдыха.

Читать на tass.ru
Теги