В России создали подход для изучения развития острой почечной недостаточности

Новый метод позволил биологам изучить процесс разрушения почечных канальцев, отвечающих за всасывание и выделение веществ

МОСКВА, 7 февраля. /ТАСС/. Исследователи из России разработали подход, позволяющий вызывать у крыс точечные повреждения тканей почек и наблюдать за всеми этапами развития острой почечной недостаточности. Этот метод позволит медикам усовершенствовать терапию этого заболевания, сообщила во вторник пресс-служба Российского научного фонда (РНФ).

"Мы надеемся, что наша работа позволит лучше понять особенности регенерации почечной ткани, а также раскрыть причины образования фиброза, который так сильно снижает качество жизни больных с хронической болезнью почек. Используя разработанную нами модель, мы планируем продолжить создание эффективных методов терапии заболеваний почек", - пояснила научный сотрудник НИИ физико-химической биологии МГУ (Москва) Надежда Андрианова, чьи слова приводит пресс-служба РНФ.

Острая почечная недостаточность является одной из самых опасных для здоровья человека болезней, поражающих мочевыводящую систему. Как правило, она развивается в результате различных нарушений в кровоснабжении почек или токсического поражения их тканей, в результате чего почки почти полностью перестают нормально фильтровать кровь.

На настоящий момент у медиков нет действенных методов, позволяющих предотвратить развитие острой почечной недостаточности и нормализовать работу почек, из-за чего единственным способом спасения жизни пациентов с этой болезнью пока остается их подключение к искусственной почке. Разработка лекарств от острой почечной недостаточности осложнена тем, что ученые пока не до конца понимают механизмы развития сбоев в работе почек.

Простой подход для изучения болезни

Андрианова и ее коллеги сделали большой шаг к получению подобных сведений благодаря созданию подхода для проведения экспериментов на животных, который позволяет вызывать у подопытных существ полноценный аналог острой почечной недостаточности. Для этого требуется краситель бенгальский розовый, а также лазерный излучатель.

Как обнаружили исследователи, этот пигмент способен накапливаться в мелких кровеносных сосудах, в том числе и в тех капиллярах, которые присутствуют внутри почек животных. Облучение бенгальского розового при помощи зеленого лазера приводит к тому, что краситель начинает взаимодействовать с окружающей его кровью и вырабатывать большое число агрессивных молекул, которые разрушают стенки сосудов и провоцируют образование микротромбов.

Опыты на крысах показали, что формирование тромбов запускает внутри почек цепочку реакций, которая в конечном итоге вызывает острую почечную недостаточность. Новый подход позволил российским биологам изучить процесс разрушения почечных канальцев, отвечающих за всасывание и выделение веществ, нарушения структуры слоев почек, а также возникновения рубцов, замещающих ткани этого органа.

Последующие эксперименты на грызунах и других модельных животных, как надеются ученые, позволят полностью раскрыть те патогенные процессы, которые протекают на первых стадиях развития острой почечной недостаточности, и подобрать терапевтические подходы, подавляющие массовую гибель клеток почек. Это позволит спасти жизни большого числа больных, подытожили исследователи.