В тверском музее найден клад с женскими украшениями XIII века

Это первый клад, найденный в городе за последние 100 лет

ТВЕРЬ, 30 декабря. /Корр. ТАСС Вера Пакина/. Археологи при реставрации здания Тверского музея под полом кабинета гендиректора обнаружили клад из серебряных женских украшений периода татаро-монгольского нашествия (первая половина XIII века). Об этом говорится в официальном сообщении Института археологии РАН.

"Клад находился в культурном слое в небольшой яме (на глубине более двух метров) и был закрыт сверху перевернутым небольшим керамическим сосудом", - уточняется в сообщении. Ученые полагают, что в момент опасности, угрожавшей городу, хозяйка украшений не могла найти более безопасного места.

Как пояснил ТАСС руководитель экспедиции, сотрудник Института археологии Александр Хохлов, клад был обнаружен около трех дней назад во время раскопок в связи с реставрацией здания бывшего Реального училища (в настоящее время - Тверской государственный объединенный музей).

"Это первый клад, найденный в городе за последние 100 лет. Ранее достоверные клады обнаруживали еще до революции", - сказал он.

На месте раскопок археологи обнаружили праздничный комплект драгоценных украшений: десятки предметов, изготовленных из серебра в техниках скань и зернь. Среди них - аграфы (кольца с напускными ажурными бусинами), звездчатые и лучевые колты, а также - рясна и цепи, которые прикреплялись к головному убору. Также найден серебряный створчатый браслет, декорированный гравированным орнаментом в виде плетенок и зооморфными изображениями.

"Украшениям предстоит пройти научную обработку, будет составлена опись всех найденных предметов. Затем с ними будут работать реставраторы. После этого мы надеемся, что клад передадут на хранение в Тверской государственный объединенный музей", - добавил Хохлов.

По словам директора Института археологии Николая Макарова, такие клады традиционно связывают с монгольским нашествием 1237-1238 годов. "Находка дорогих украшений, входивших в состав женского боярского убора в Твери, важна для характеристики ее ранней истории. Это свидетельство присутствия статусной знати в городе в начале XIII века", - считает ученый.

Археологические работы проводились сотрудниками Тверского научного историко-археологического и реставрационного центра и Института археологии РАН.