В США создали "клеточный клей" для регенерации тканей и пучков нервов

Это дает возможность создать методику, позволяющую собирать из одиночных клеток новые органы и ткани, заявил профессор Университета Калифорнии Уэнделл Лим

ТАСС, 12 декабря. Американские биологи разработали своеобразный "клеточный клей", способный избирательно соединяться с клеточными мембранами клеток млекопитающих, что позволяет использовать его для направленной регенерации пучков нервов и различных тканей тела человека. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба Университета Калифорнии в Сан-Франциско (UCSF).

"Мы разработали подход, который позволяет нам гибко управлять тем, как клетки взаимодействуют друг с другом и в каком направлении они могут это делать. Это открывает дорогу для создания методик, позволяющих в буквальном смысле собирать из одиночных клеток новые органы и ткани", - заявил профессор UCSF Уэнделл Лим, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Все клетки внутри организма человека прикреплены к так называемого внеклеточному матриксу. Так ученые называют белковый каркас, который поддерживает клетки и заставляет их принимать определенную форму, что часто важно для поддержания их функций. Опыты последних лет по выращиванию искусственных копий органов из стволовых клеток указывают на то, что воссоздание всех свойств внеклеточного матрикса критически важно для регенерации всех сложных тканей тела.

Профессор Лим и его коллеги сделали большой шаг к решению этой проблемы благодаря созданию ими нескольких синтетических молекул, имитирующих то, как устроены и работают антитела и клеточные рецепторы, белковые выросты на поверхности мембран человеческих клеток. И те, и другие цепочки аминокислот способны распознавать и соединяться с определенными "мишенями", что заставляет клетку исполнить ту или иную функцию.

Синтетический "клеточный клей"

Американские биологи создали два набора молекул, один из которых прикрепляется к поверхности определенных типов клеток и помогает им соединиться с другими тельцами, а второй проникает внутрь этих клеток и влияет на то, насколько активно первый тип синтетических молекул взаимодействует с "мишенями" на поверхности других клеток.

Роль этих мишеней, как отмечают профессор Лим и его коллеги, играют те белковые молекулы, которые обычно участвуют в формировании прочных связей между соседними клетками. В их число входят белки из семейств кадгеринов и интегринов, способные связываться с различными компонентами внеклеточного матрикса, а также с аналогичными выростами на поверхности клеток.

Биологи разработали несколько десятков синтетических молекул, которые могут связываться с подобными структурными белками в разных типах клеток тела млекопитающих, после чего они проверили их работу на культурах клеток соединительной ткани мышей. Эти опыты подтвердили, что разработанный учеными "клеточный клей" заставлял эти тельца соединяться друг с другом и образовать структуры произвольной формы.

Последующие эксперименты указали на то, что комбинации из разных внешних и внутриклеточных компонентов этого "клея" позволяют гибко управлять силой межклеточных связей и поведением отдельных телец. В перспективе это позволит использовать данный подход для направленной регенерации пучков нервов и различных тканей тела человека из его собственных стволовых клеток, подытожили ученые.