Эксперт заявил, что на смену электронно-вычислительной машине придет фотонный компьютер

По словам академика РАН Александра Сергеева, фотоны быстрее электронов способствуют обработке информации в система искусственного интеллекта
Научный руководитель Национального центра физики и математики Александр Сергеев  Антон Новодережкин/ТАСС
Научный руководитель Национального центра физики и математики Александр Сергеев
© Антон Новодережкин/ТАСС

СИРИУС /Федеральная территория/, 3 декабря. /ТАСС/. Научный руководитель Национального центра физики и математики, президент РАН в 2017-2022 годах Александр Сергеев сообщил о намерении создать с коллегами фотонный компьютер, который будет многократно мощнее сегодняшних электронных.

"Современная фундаментальная наука предлагает новые решения, связанные с тем, что вместо ЭВМ, где электроны являются хранителями и носителями информации, для вычисления могут быть использованы фотоны - это более легкие и быстрые частицы. И сейчас мы сформулировали предложение о том, чтобы создать суперпроизводительный фотонный вычислитель и применить его для развития искусственного интеллекта (ИИ) с совершенно другими возможностями в плане объемов обработки информации, получения сильного ИИ", - рассказал Сергеев в ходе II Конгресса молодых ученых в Сириусе, на сессии "Трансфер технологий из фундаментальной науки в жизнь и практику".

Суть проблемы, которую изложил Сергеев, состоит в том, что "ИИ - это во многом работа искусственных нейронных сетей, которые непрерывно переводят изображение или вектор, который есть на входе, в изображение или вектор, который есть на выходе". "И внутри есть различное число таких нейронных контактов, которым приписываются различные весовые коэффициенты, меняя которые, мы учим нашу систему обрабатывать информацию", - пояснил ученый.

Как рассказал академик Сергеев, огромные объемы информации, может быть, 90% того, что делается в вычислительных системах, - это простая процедура: умножение вектора на матрицу или матрицы на матрицу. "И оказывается, что эта процедура очень адекватна тому, что часто делается в оптике. Оптическое изображение, проходя через различные "маски", превращается в другой оптический сигнал, и фотоны делают это гораздо быстрее электронов. Идея фотонного компьютера заключается в том, чтобы использовать эти свойства света, чтобы ускорить на много порядков то, каким образом мы обрабатываем информацию в современных системах ИИ", - отметил ученый.

Эта идея, по словам Сергеева, будет реализована в НЦФМ. "Это глубоко в науку, это современная фотоника, но очень понятная, и достаточно близко видны те приложения, которые это черпание информации из фундаментальной науки быстро позволит преобразовать в различные компоненты нашего технологического уклада", - сказал Сергеев.

Среди других перспективных проектов НЦФМ Сергеев назвал "современный электрон-позитронный коллайдер для изучения структур микромира на глубине, которая пока еще является terra incognita для всех нас". А также "очень мощный лазер, настолько мощный, что позволит производить не то что ионизацию вещества, а ионизацию вакуума с извлечением из него материи и антиматерии".

Роль молодых ученых

Руководитель редакции "Наука" ТАСС, глава гильдии научных журналистов Союза журналистов России Андрей Резниченко, модерирующий сессию, отметил ключевую роль молодых ученых в развитии отечественной науки.

"[Важно,] чтобы вы понимали и осознавали, что вы нужны: не только себе, своей семье, коллегам по лаборатории, институту. Вы нужны людям за пределами вашего вуза или центра. <…> Вы - создатели будущего задела", - обратился он к молодым ученым в зале.

О конгрессе

II Конгресс молодых ученых проходит в парке науки и искусства "Сириус" в Сочи 1-3 декабря. Ожидается, что в нем примут участие более 3 тыс. гостей из России и еще примерно 40 стран. Они участвуют в панельных дискуссиях, питч-сессиях и мастер-классах, круглых столах и других мероприятиях. Программа включает семь тематических блоков, посвященных актуальным вопросам и вектору развития научных подходов в России.

Конгресс входит в программу Десятилетия науки и технологий, объявленного с 2022 по 2031 год президентом России Владимиром Путиным. Организаторами события в Сочи выступают Министерство науки и высшего образования России, координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при президенте России по науке и образованию и Фонд Росконгресс. Оператором Десятилетия науки и технологий выступает АНО "Национальные приоритеты". ТАСС - генеральный информационный партнер конгресса.