В Сколтехе создали систему экспресс-проверки оптоакустических микроскопов и томографов

По словам разработчиков, ее можно будет использовать и для проверки мультиспектральных устройств

МОСКВА, 17 ноября. /ТАСС/. Российские и европейские химики создали наноматериал, позволяющий быстро настраивать и проверять корректность работы оптоакустических микроскопов и томографов, инновационных медицинских приборов для диагностики рака и атеросклероза. Об этом в четверг сообщила пресс-служба "Сколтеха".

"Мы создали тестовый объект, который подходит и для медицинских, и для лабораторных оптоакустических систем, в том числе мультиспектральных. Наша система позволяет оператору установки оперативно понять, работает ли система в необходимом режиме и обеспечивает ли она необходимую чувствительность и пространственное разрешение", - заявила научный сотрудник "Сколтеха" Маргарита Четыркина, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Технология оптоакустической визуализации - относительно новый подход для проведения медицинской диагностики. Она представляет собой набор из микрофонов и источников лазерного излучения, чья совместная работа позволяет получать четкие трехмерные изображения органов, тканей и отдельных атеросклеротических бляшек в кровеносных сосудах.

Построенные на базе этого подхода оптоакустические микроскопы и томографы получают изображение, облучая изучаемые объекты при помощи коротких импульсов лазерного излучения. Они заставляют эти структуры вырабатывать ультразвуковые колебания, которые впоследствии улавливаются при помощи микрофонов. Это позволяет получать четкие трехмерные снимки внутренних органов.

Экспресс-проверка новых микроскопов

Такие снимки требуют точной настройки лазерных излучателей и микрофонов. Ученые разработали тестовую систему на базе углеродных нанотрубок, которая позволяет быстро и точно проверить работу оптоакустических микроскопов и томографов и скорректировать их работу.

Как отмечают исследователи, тестовый образец в чем-то похож на струнные инструменты и на рамку, в которой натянуты на разной высоте несколько струн. Каждая из них состоит из одного или нескольких волокон одностенных углеродных нанотрубок, часть из которых скручена в жгуты.

По словам ученых, хорошо настроенный оптоакустический микроскоп или томограф будет способен различить подобный жгут и одиночную нанотрубку, что позволяет использовать разработку для проверки этих приборов и их тонкой настройки сразу во всех трех измерениях. Работу этой системы настройки ученые успешно проверили на микроскопах и томографах, работающих на разных длинах волн.

Дополнительным преимуществом данной системы является то, что углеродные трубки поглощают электромагнитное излучение в очень широком диапазоне, что позволяет использовать ее для проверки мультиспектральных устройств, которые облучают ткань сразу на нескольких длинах волн. Это значительно расширяет практическую применимость данной установки, подытожили исследователи.