Белок тутового шелкопряда может применяться для восстановления зрения у людей

Он может стать инструментом адресной доставки антиоксидантов к сетчатке глаза

МОСКВА, 10 ноября. /ТАСС/. Специалисты Федерального исследовательского центра "Фундаментальные основы биотехнологии" РАН (ФИЦ Биотехнологии РАН) в составе международной группы ученых изучили строение белка тутового шелкопряда, который в будущем может стать инструментом адресной доставки антиоксидантов к сетчатке глаза для борьбы с возрастным снижением зрения у людей. Об этом сообщила в четверг пресс-служба центра.

Авторы изучили белок BmCBP, который связывает и переносит каротиноиды в организме тутового шелкопряда. Он также отвечает за окраску шелка. Каротиноиды важны и для здоровья человека - именно они отвечают за защиту сетчатки глаза от ультрафиолета, окислительного стресса и дегенерации. За их накопление в сетчатке отвечает транспортный белок STARD3, который по своим функциям схож с "насекомым" вариантом BmCBP, чья пространственная структура до исследования была неизвестна.

"Теоретически, данный белок [BmCBP] можно использовать для адресной доставки антиоксидантов. Это помогло бы бороться с окислительным стрессом в клетках - а ведь именно он, например, вызывает возрастную дегенерацию сетчатки", - приводит пресс-служба центра слова ведущего автора работы Николая Случанко, руководителя группы "Белок-белковые взаимодействия" ФИЦ Биотехнологии РАН.

Исследователи выявили способность белка BmCBP связывать каротиноиды различной природы, в том числе зеаксантин, лютеин, кантаксантин, астаксантин и ряд других, особенно важных для здоровья человека.

"Было обнаружено, что BmCBP гораздо более эффективен по части связывания каротиноидов, чем белок STARD3 человека", - также пояснила пресс-служба центра.

В работе приняли участие специалисты Института биохимии имени А. Н. Баха ФИЦ Биотехнологии, МГУ им. М. В. Ломоносова, Института биологии развития им. Н. К. Кольцова РАН, Института органической химии им. Н. Д. Зелинского РАН, Научно-исследовательского института физико-химических проблем Белорусского госуниверситета (Белоруссия), Берлинского технического университета (Германия). Результаты работы опубликованы в журнале Structure.