Открыта ранее неизвестная связь между климатом Земли и орбитальными циклами

По мнению исследователей, климатические колебания связаны с изменениями в расстоянии между Солнцем и Землей

ТАСС, 10 ноября. Климатологи открыли ранее неизвестное климатическое колебание длиной в 22 тыс. лет, связанное с периодическими изменениями в расстоянии между Солнцем и Землей, а также с переменами в округлости орбиты Земли. Этот орбитальный цикл влияет на феномен Эль-Ниньо и климат экваториальных регионов Тихого океана. Работа опубликована в журнале Nature. О результатах сообщила пресс-служба университета Калифорнии в Беркли (UCB).

"С первых классов школы мы знаем, что сезоны года на Земле существуют из-за наклона ее орбиты. Существуют и другие орбитальные параметры, влияющие на климат, в том числе сдвиги в среднем расстоянии между Землей и Солнцем. Наше исследование показало, что эффект от изменений этой дистанции оказался значительно более важным для климата, чем считалось в прошлом", - заявил профессор университета Ратгерс (США) Энтони Брокколи, чьи слова приводит пресс-служба UCB.

Профессор Брокколи и его коллеги открыли ранее неизвестный орбитальный цикл длиной в 22 тысячи лет, который играет важную роль в работе климатических феноменов Эль-Ниньо и Ла-Нинья. Их активность, а также периодические усиления и ослабления, определяют температуру вод в тропических и экваториальных регионах Тихого океана и таким образом влияют на климат всей планеты.

Оба этих феномена, как объясняют ученые, влияют на климат Земли посредством того, как они меняют температуру так называемого Тихоокеанского "холодного языка", мощного холодного течения, которое поднимается из глубин океана у берегов Центральной Америки и движется на запад вдоль экватора. При активизации Эль-Ниньо это течение становится теплее, чем обычно, а Ла-Нинья делает его более холодным.

Климат и орбита

В прошлом ученые считали, что почти все свойства Тихоокеанского "холодного языка" определялись наклоном оси Земли, то есть они зависели исключительно от смены сезонов года. Профессор Брокколи его коллеги проверили, так ли это на самом деле. Они создали детальную модель климата Земли с учетом того, как на него влияют орбитальные параметры планеты.

Расчеты указали на то, что на температуру этого холодного течения и на поведение Эль-Ниньо и Ла-Ниньи влияли два дополнительных орбитальных параметра - расстояние между Солнцем и Землей и округлость орбиты нашей планеты. Их периодические сдвиги совместно формируют ранее неизвестное климатическое колебание длиной в 22 тыс. лет, существенным образом влияющее на температуры воды в Тихоокеанском "холодном языке".

Последующие расчеты исследователей указали на то, что открытый ими орбитальный цикл должен заметным образом влиять на характер движения муссонов и распределение тепла по Земле в дополнение к уже открытым и изученным факторам, которые влияют на работу Эль-Ниньо и Ла-Ниньи. В силу текущей орбитальной конфигурации нашей планеты влияние этого цикла пока остается минимальным, однако в будущем или в прошлом его воздействие на климат было более выраженным.

Подобное открытие, как отмечают исследователи, говорит о том, что уже существующие реконструкции климата прошлых геологических эпох могут оказаться неточными или в корне неверными. По этой причине профессор Брокколи и его коллеги предлагают повторно провести эти расчеты с учетом существования открытого ими орбитального цикла.