В России разработали программу, проектирующую пищевые продукты с заданными свойствами

Она поможет обогатить рацион белком, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами

МОСКВА, 7 ноября. /ТАСС/. Решить проблему недостатка полезных веществ в рационе человека теперь может программа, разработанная учеными Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (РЭУ им. Г. В. Плеханова), которая автоматически рассчитывает нутриентный состав рецептуры и проектирует новые пищевые продукты с заданным химическим составом и пищевой ценностью. С помощью этой программы уже создан пшеничный хлеб с использованием муки киноа с высокой биологической ценностью, сообщили в понедельник в пресс-службепрограммы Минобрнауки России "Приоритет 2030".

Согласно исследованию ученых РЭУ им. Г. В. Плеханова, у жителей России в рационе питания наблюдается существенный недостаток полноценного белка, необходимых жирных кислот, целого ряда витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон и биологически активных веществ, обладающих антиоксидантными, противовоспалительными, вяжущими, бактерицидными и другими свойствами.

"Хлеб, обогащенный биологически активными веществами муки киноа, предназначен для расширения ассортимента продуктов здорового питания. Совместно с Центром технологий, биохимических и микробиологических исследований НИИХП (Научно-исследовательского института хлебопекарной промышленности - прим. ТАСС) разработана рецептура и технология производства такого хлеба. Ведется активная работа по производству культуры киноа на территории России: на юге и в Подмосковье. В настоящее время киноа - импортируемая культура. Но с увеличением объемов производства отечественного сырья разработанная технология производства обогащенного хлеба станет более доступной для повсеместного внедрения", - приводит пресс-служба слова профессора кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова, руководителя научного коллектива Людмилы Елисеевой.

При проектировании рецептуры хлеба ученые использовали методы моделирования многокомпонентных пищевых продуктов. На базе разработанной программы провели оптимизацию его рецепта: увеличена массовая доля белка, компенсировано содержание лимитирующих аминокислот, повышено количество пищевых волокон, а также увеличена концентрация минеральных веществ (магния, фосфора, железа) и витаминов В1, В2, В6.

Полезные свойства продукта

Ученые установили, что такой хлеб стимулирует развитие полезной микрофлоры кишечника, в том числе бифидобактерий и лактобактерий. Его включение в ежедневный рацион питания населения будет способствовать высокой степени удовлетворения суточной потребности в функциональных ингредиентах, необходимых для обеспечения здорового питания. Полученные результаты позволяют рекомендовать пшеничный хлеб, обогащенный мукой киноа, для введения в ежедневный рацион питания различных групп населения для укрепления адаптивного иммунитета и профилактики неинфекционных заболеваний.

Исследование проводится в рамках стратегического проекта "Предпринимательская среда" по программе Минобрнауки России "Приоритет 2030" нацпроекта "Наука и университеты" и направлено на расширение доступности и повышение качества продуктов питания.